Башня построена к открытию движения от Бирюлёва до ст. Москва Рязанско-Уральской железной дороги в 1900 году.

Раньше у нее была железная крыша в виде восьмигранного купола с восьмигранным фонариком, с четырёх сторон на крыше были окна. Деревянный фонарик имел жалюзи для вентиляции. Окна в куполе были с двойными рамами, кроме одного, имевшего распашную раму для проветривания.

Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая

Башня имела двойные окна:

Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, фрагмент оконного переплета

Водонапорная башня построена по типовому проекту, похожие башни можно увидеть на станциях Бирюлево, Домодедово, Барыбино, Михнево, Жилёво, Кашира, Ожерелье, Богатищево, Узуново, Серебряные Пруды, Венёв, Триполье, Михайлов, Милославское...

Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, вид изнутри

2013 год. Трубы срезаны, оборудование отсутствует, в самой башне свалка, ходить приходится по кучам мусора.

Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, вид изнутри


Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, вид изнутри


Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, бак для воды

Площадка под водонапорным баком. Видны два люка: маленький слева выпилен в самом баке (тем самым делая его непригодным для использования даже теоретически); люк побольше справа технологический, он предназначен для доступа в пространство между баком и шатром водонапорной башни:

Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, площадка под баком


Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, бак для воды

Пространство между шатром и баком, виден прорезанный в баке вертикальный проём:

Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, шатер и бак для воды

Бак для воды, вид изнутри. Трубы уходят выше, что говорит о наличии второго бака, расположенного над первым.

Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, бак для воды

К марту 2015 года вход в башню закрыли:

Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая

На этом снимке можно посмотреть, как выглядит крыша на башне:

Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, бак для воды


Водонапорная башня с квадрокоптера на фотографиях Григория Киселева.
Август 2020 года:

Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, вид сверху


Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, вид сверху


Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, вид сверху


Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, вид сверху


Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, вид сверху

Январь 2021 года:

Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, вид сверху


Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, вид сверху


Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, вид сверху


Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, вид сверху


Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, вид сверху


Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, вид сверху

Ноябрь 2021 года:

Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, вид сверху


Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, вид сверху


Водонапорная башня на станции Москва-Товарная-Павелецкая, вид сверху


Конструкция башни описана в книге «Новый тип водоёмных зданий на Рязанско-Уральской ж. д.» инженера Н. А. Виноградова 1898 года издания.

Водонапорная башня типа Рязанско-Уральской железной дороги

К сожалению, в экземпляре книги, что находится в фондах РГБ, отсутствует лист II с чертежами.

Сборник пояснительных записок и расчётов к проектам постройки Рязанско-Уральской дороги 1892-1901 гг. также содержит информацию о конструкции этих башен.

Такие башни действительно имели по два бака, расположенные один над другим на разных этажах. Причин для использования сразу двух баков было несколько: значительные расстояния между пунктами водоснабжения паровозов, отсутствие вспомогательных пунктов водоснабжения и возможность ремонта баков без прекращения работы водонапорных башен.

Нижние баки башен считались запасными на случай израсходования запаса воды в верхних баках.


Предполагалось строительство башен трёх ёмкостей:

  • четырёхкубовые с полным запасом воды 8 куб. саженей;
  • шестикубовые с запасом воды 12 куб. саж.;
  • восьмикубовые с запасом 16 c3.

Баки имели цилиндрическую форму со сферическими днищами. По нижнему поясу баки опоясывались фермами, опиравшимися на выступы стен с внутренней стороны. Размещение баков один над другим позволяло удешевить здание (в сравнении с двумя баками на одинаковой высоте) и получить больший напор из одного из баков.

Как видно из чертежа, баки располагались там, где находятся окна - на втором и третьем этажах. В кольцевых фермах вокруг каждого бака были сделаны по одному овальному (чтобы не ослаблять конструкцию ферм) люку-лазу для прохода на верх здания. Считалось необходимым обойтись без наружной лестницы, поэтому с первого этажа на второй вела винтовая чугунная лестница вдоль стены, а выше - подвесные лестницы с этажа на этаж.

На одном из предыдущих снимков сквозь вырез в днище бака виден маховичок с длинным валом, ведущим к вентилю. Вот эти маховичок и вал на чертеже:

Маховичок с валом, видимый на снимке бака изнутри

К 1898 году водоёмных зданий такого типа было построено уже больше восьмидесяти.

В зимнее время башни нужно было отапливать. На первом этаже устанавливали водоподогреватель, к водяной части которого подключали баки. К тому же, часть тепла давала дымовая труба, проходившая сквозь баки на крышу.

Каждый бак парой труб соединялся с водяным пространством обогревателя так, что нижняя труба из бака шла к нижней части подогревателя, а выходящая труба из верха подогревателя шла до половины высоты каждого бака. Это было сделано для получения циркуляции подогреваемой воды. Для башен разной емкости предназначались подогреватели с разной величиной поверхности нагрева.

Для исключения путаницы комплекты труб, идущие к каждому баку, красили каждый в свой цвет.

Баки можно было по отдельности отключать от труб для ремонта и обслуживания. Верхний уровень воды в каждом баке задавался клапаном с поплавком:

Клапаны для подачи воды в баки

Сливные клапаны баков устроены так, что пока в верхнем баке есть вода, клапан нижнего бака будет закрыт.

Для сигнализации об уровнях воды в баках башни были оборудованы устройствами оптической сигнализации - семафорами. Их ставили на крыше над окошками. Семафоры показаны на чертеже общего вида башни:

Семафоры для сигнализации об уровне воды в баках

Семафоры имели такие показания: опущенное крыло семафора означало отсутствие воды в баке, горизонтальное положение крыла - наивысший уровень воды. Приводились семафоры проволочными тягами и рычагами от поплавков в баках.

Если водокачка (водоподъёмное здание, насосная станция) находилась далеко от башни, и были трудности с наблюдением за семафорами, то приходилось организовывать телефонную связь в дополнение к оптической.

Внутренний диаметр башни определялся просто - по периметру баков надо было оставлять проход для осмотра. Вокруг нижнего бака делали проход шириной 0,25 саж. (0,53 м), а вокруг верхнего - 0,31 саж. (0,66 м).

Фундамент башен заглублялся на величину до 1,2 сажен (2,56 м). Фундамент и цоколь клали чаще всего из бутового камня на цементе, а стены возводили из кирпича местного производства на известковом растворе. Толщина стен башни изменяется от 0,39 саж. (0,83 м) внизу до 0,33 саж. (0,7 м) вверху.

Дно нижнего бака четырёхкубовой башни располагалось на высоте 4 саж. (8,53 м) от уровня головки рельса (УГР) пути на станции. Дно верхнего - на высоте 8,19 саж. (17,47 м) от УГР.

Если башня была шести или восьмикубовой, то дно верхнего бака находилось в 8,61 саж. над УГР.

Высоты башен могли корректироваться при строительстве в соответствии с местными условиями водоснабжения. Например, на ст. Москва-Товарная водопроводная сеть имела значительную длину, поэтому баки пришлось поставить выше, чем предполагалось штатно - дно нижнего было поднято до 6 саж., а стенки верхнего бака до 10,61 саж. над УГР, то есть на 2 саж. (4,26 м) выше типового. Это было сделано в том числе для повышения напора воды в противопожарных целях.

На станции Кашира водонапорную башню решено было построить чуть меньшей высоты, и возвышение нижнего бака над полом здания будет всего 2 саж. Это получилось из-за того, что отметка грунта под башней составила 63,6 саж., а отметка УГР оказалась равной 57,96 саж., что уже создавало достаточный напор воды.

В Бирюлёве же станционная площадка имела высоту 78,90 саж. (168,34 м над уровнем Балтийского моря), а отметка грунта места для башни - 79,32 саж. (169,23 м). Поэтому на месте строительства башни сделали присыпку высотой 0,58 саж., а водонапорную башню построили укороченную на 1 сажень.

Пояснительная записка к проекту водоснабжения станции Москва из сборника пояснительных записок и расчетов к проектам по сооружению новых линий Общества Рязанско-Уральской ж. д. 1892-1901 г. : Т. 1-3. - Саратов, 1905.:

Пояснительная записка к проекту водоснабжения ст. Москва


Известно как минимум восемь башен этого проекта Рязанско-Уральской железной дороги, на которых сохранилась крыша оригинальной конструкции. Они находятся на станциях:

  1. Покровск-Приволжский (г. Энгельс) Приволжской ж. д.;
  2. Привольская (ОАО «РЖД» выставило ее на продажу) Приволжской ж. д.;
  3. бывшая станция Таволжанка Юго-Восточной ж. д. в Саратовской области;
  4. бывшая станция Киреевское линии Тупик – Горбачёво Мск. ж. д. в Калужской области;
  5. станция Пенза III Куйбышевской ж. д.;
  6. станция Пинеровка Юго–Восточной ж. д. в Саратовской области;
  7. станция Анисовка Приволжской ж. д. в Саратовской области;
  8. станция Саратов II-Товарный Приволжской ж. д.

Пояснительная записка к проекту трех типов двойных каменных водоёмных зданий с расчетом прочности из сборника пояснительных записок и расчетов к проектам по сооружению новых линий Общества Рязанско-Уральской ж. д. 1892–1901 г. : Т. 1–3. – Саратов, 1905.:

Пояснительная записка к проекту водоемных зданий РУЖД

Пояснительная записка к проекту водоемных зданий РУЖД

Пояснительная записка к проекту водоемных зданий РУЖД

Пояснительная записка к оборудованию водоёмных зданий новых линий Общества Рязанско-Уральской ж. д. 1892–1901 г. : Т. 1–3. – Саратов, 1905.:

Пояснительная записка к оборудованию водоемных зданий РУЖД

Пояснительная записка к оборудованию водоемных зданий РУЖД

Пояснительная записка к оборудованию водоемных зданий РУЖД


P. S. 1 казённая сажень = 2,1336 м (7 англ. футов)

Популярные метки

Башня Якоби Бетонный бак Вид сверху Водонапорная башня Рожновского Водонапорная башня изнутри Вокзал Волоколамский район Встроенная водонапорная башня Геодезический репер Депо Деревянный шатер Дмитровский район Документы Железная дорога Истринский район Каланча Калужская область Классификация Клепаный бак Красногорский район Ленинградская область Ленинский район Москва Московская железная дорога Московская область Наро–Фоминский район Настенный кран Объект культурного наследия Одинцовский район Октябрьская железная дорога Памятник архитектуры Плёночная фотография Подвижной состав железных дорог Подольский район Пушкинский район Рузский район Рязанская область Рязанско–Уральская железная дорога Самарская область Санкт–Петербург Снесенная водонапорная башня Солнечногорский район Тверская область Тверь Транссиб Тульская область Украденное фото Фабрика Шухов Ярославская область