Водонапорные башни такого типа строились в сороковых годах прошлого века, преимущественно вдоль железных дорог (в то время башни использовались для заправки водой паровозов). Эта башня – одна из немногих дошедших до нашего времени, похожие башни сохранились в Баковке, Домодедово, Кубинке (Московская область), Кашине (Тверская область), Лычково (Псковская область), Степурино (Нижегородская область).
Надпись на баке – «В. ЦОЙ ЖИВ»:
Предприятие развалено, кажется, в рабочем состоянии здесь только котельная и что-то из совсем уж непрофильных производств в самой глубине территории. Бывшее административное здание предприятия:
Подробнее: Водонапорная башня Жилевской опытно-промышленной обогатительной фабрики
Муромские паровозоремонтные мастерские Казанской железной дороги были построены в 1911–1916 годах; по всей видимости, тогда же была построена и водонапорная башня Якоби.
Подробнее: Муром, водонапорная башня завода имени Ф. Э. Дзержинского
«СКТБЭ» расшифровывается как «Специальное конструкторско-технологическое бюро по электрохимии». Здание, которое занимает бюро, построено до революции; ранее в нем располагалась текстильная фабрика.
Фабрика-прачечная на Северянинском шоссе была построена в 1957 году (по другим данным – в 1962 году) для нужд Дирекции международных и туристических перевозок Министерства путей сообщения СССР. В 2002—2009 годах предприятие неоднократно модернизировалось, а в конце нулевых сменило собственника: теперь это же белье стирает ООО «Мастер Клининг» (ИНН 7723580853) – компания, учредителем которой является кипрская Cottonway Limited.
Первые две фотографии сделаны в июле 2012 года с пешеходного моста через железнодорожные пути. С этой стороны водонапорная башня смотрится вполне прилично.
В 1924 году в Орехово-Зуево была построена шуховская водонапорная башня. 22 метра от земли до резервуара, бак с плоским дном, деревянный шатер, круговой балкон вокруг шатра. Башня сравнительно небольшая, емкость резервуара составляла 25 000 ведер (или 300 кубических метров).
Башня на сохранившейся в фондах Орехово-Зуевского городского историко-краеведческого музея фотографии 1930-х годов. Номер в Госкаталоге: 14463566; номер по ГИК (КП): ОЗМ КП 568.
Башня построена в 1901 году по проекту архитектора Максима Карловича Геппенера. Фото 2005 года:
Позже башня прошла реконструкцию с переделкой кровли и установкой «пластиковых» окон.
Подробнее: Водонапорная башня бывшей Люблинской станции орошения
Дачный поселок Первого Московского треста хлебопечения был построен в 1933–1938 годах. Первоначально двухэтажные дома поселка предназначались руководящему составу треста, однако несколько лет спустя в них начали заселять простых рабочих треста, по несколько семей в одно здание.
Артезианские скважины были пробурены примерно в 1938–1939 годах. Поселок был электрифицирован в 1948–1949 годах, только после этого появилась техническая возможность постройки водозаборного узла. Строительство водонапорной башни началось летом 1956 года, цифры на кирпичном шатре башни: «1957».
Помимо поселка, башня снабжала водой Пенягино, при застройке микрорайона «на горке» (нынешняя улица Рословка), он был запитан с этого водозаборного узла. После окончания строительства, осенью 2004 года, скважины были затампонированы, ВЗУ законсервирован и находился без обслуживания и охраны.
Фото: Игорь Веснинов
Этот снимок сделан 3 февраля 2008 года; найти более ранние фотографии башни не удалось. Башня уже не эксплуатируется, окна заколочены, из окна верхнего этажа свисает брезентовый рукав, используемый любителями экстремального отдыха для подъема наверх. Изначальный забор, поставленный вокруг башни в 1957–1958 годах, пока еще цел.
Отсутствие охраны наряду со свободным доступом на территорию ВЗУ привели к тому, что какой-то момент деревянные двери башни были взломаны, и водонапорная башня начала заваливаться мусором. Весной 2008 года, когда уровень мусора в башне достиг примерно полутора метров, случился пожар.
Водонапорная башня находится на территории ЗАО «Лобненский завод строительного фарфора».
Московская область
Водонапорная башня находится на территории Всероссийского НИИ кормов имени Р. В. Вильямса. Когда-то давно у башни был деревянный шатер:
Фото: pastvu.com, 1974 год.
Эта водонапорная башня стоит на территории войсковой части. Видимо, в свое башня была построена по одному из типовых проектов Министерства Обороны; очень похожие башни находятся в воинских частях в Ватутинках, во Власихе, в Наро-Фоминске, в Юбилейном, в арсенале ГРАУ под Сызранью, и даже на территории бывшего военного городка под Минском.
Заброшенная на настоящий момент водонапорная башня, судя по надписи, была построена в 1968 году, когда отмечалось пятидесятилетие основания ВЛКСМ.
Зимняя фотография – февраль 2012 года, летние снимки сделаны в июне 2020 года.
Движение по Моршанско-Сызранской дороге было открыто в октябре 1874 года; водонапорная башня на два бака появилась позже, в 1897 году. Сейчас башня находится на территории ПО «Автомедтехника», осмотреть ее можно только во время экскурсий, изредка организуемых музеем Куйбышевской железной дороги.