Типовая водонапорная башня Рязано-Уральской железной дороги; отличительная особенность данной башни – выкрашенная в голубой цвет восьмигранная верхушка башни, некогда служившая основанием купольной крыши (сама крыша не сохранилась).
Храм Николая Чудотворца в Оболдине был построен в сороковых годах девятнадцатого века. В тридцатые годы двадцатого века церковь закрыли, здание приспособили под производственные нужды открывающейся артели «Клей-пласт» (позднее – Оболдинский химический завод, в постсоветское время – ОАО «Лакокраска»), церковная колокольная была частично разобрана и переделана в водонапорную башню.
Линия Рузаевка — Пенза Московско-Казанской железной дороги была открыта в декабре 1895 года; по-видимому, тогда же были возведены и станционные постройки.
О водонапорной башне в Альшанах мы узнали в конце 2017 года из статьи «Романтическая красота „заброшек“», опубликованной в интернет-издании «Весть». До башни добирались полтора года; когда же наконец доехали, поселок поразил чистотой и абсолютной безлюдностью.
Водонапорная башня изнутри: лестница и трубы срезали до самого верха, бак почему-то не тронули:
Бабынинский район Калужской области
Водонапорная башня построена в первые послевоенные годы для водоснабжения строящегося комбината по выпуску химического волокна. Предприятие развалилось в конце девяностых, сейчас на территории работает множество фирм-арендаторов, значительная часть зданий заброшена. Водонапорная башня, одна из двух самых высоких башен Твери (вторая – башня ТЭЦ № 1), давно не используется, ее состояние ухудшается, подъем наверх без специального снаряжения – дело небезопасное.
Встроенная водонапорная башня находится на территории «основанной в 1718 году по именному Указу Петра I» Полотняно-Заводской бумажной фабрики. Сама по себе невысокая, башня плотно зажата фабричными постройками и видна только от проходной.
Фабрика работает, доступ на территорию затруднен.
Полотняный Завод, Дзержинский район Калужской области
Сейчас водонапорная башня наглухо зашита в сайдинг, и только старые фотографии позволяют увидеть, какой она была до «косметического ремонта».
Фотографии сделаны 1 июня 2016 года, слухи о скором сносе этой фабрики ходили уже тогда. Снос начался весной 2019 года; почему за это время никто не предпринял попыток спасти фабричные корпуса? – ответ на данный вопрос явно выходит за рамки формата нашего сайта.
Статья на сайте Архнадзора, рассказывающая о сносе фабрики: «Новый снос старого прома». На момент ее публикации главный фабричный корпус был снесен, спасать было уже нечего.
Подробнее: Москва, водонапорная башня бывшей фабрики Панкратовых в Богородском
Водонапорная башня построена в последней трети XIX века; на старых снимках с ресурса pastvu.com можно разглядеть деревянный шатер. На сайте olegsazonow.ucoz.ru есть фотография этой башни в 1919 году, во время восстановительных работ после рейда Мамонтова; здесь от башни осталось только кирпичное основание. Новый бак сделали из бетона, шатер восстанавливать не стали. На территории «Милорема» стоят еще две водонапорные башни: у самых станционных путей – построенная на рубеже XIX–XX веков типовая башня РУЖД на два бака, и простая бесшатровая башня – где-то в глубине заводской территории.
Мичуринск, Тамбовская область
Типовая водонапорная башня Московско-Виндавской линии Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Башня на два бака (по 6 кубических саженей каждый), такие же башни к 1901 году были построены на станциях Москва, Подмосковная, Волоколамск, Ржев и других станциях III класса. В процессе эксплуатации башня в Западной Двине была надстроена на этаж, а деревянный некогда шатер заменила конструкция из кирпича, шлакоблоков и железобетона.
Так выглядела водонапорная башня в марте 2015 года:
На момент съемки ООО «Профи-Строй» (Нелидово) уже разработало проект реконструкции водонапорной башни, оставалось выделить необходимые денежные средства и провести тендер.
Подробнее: Западная Двина, водонапорная башня на улице Кирова
«Охота за водонапорной башней». Башня всё время прячется, то низ покажется, то бок выглянет, то макушка. Водонапорная башня стоит на территории депо, если фотографировать ее с моста – мешает железнодорожный кран, спуститься вниз – ходит охрана, а для того, чтобы снимать сбоку, приходится выгадывать окошки между вагонами.
Подробнее: Водонапорная башня бывшего локомотивного депо Кочетовка
Петровский завод технического спирта был построен силами спецпереселенцев в 1931—1935 годах.
Раньше верхний ярус башни был деревянным, он не сохранился, старых фотографий башни тоже не обнаружено. Башня имела два водяных бака. Сейчас второй ярус обшит стальным гофрированным листом.
Фотография сделана в мае 2015 года:
Ткацкое производство в селе Рязаново существует примерно с середины XIX века, за это время фабрика несколько раз меняла своих хозяев. Так в 1879 (по другим источникам – в 1880) году фабрику приобретает купец Иван Иванович Баскаков, после чего она практически полностью перестраивается. Выпущенный в 1883 году «Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарный» содержит план фабрики и достаточно подробное описание ее построек; в то время главный производственный корпус еще двухэтажный, бревенчатый, под железной крышей.
В 1892 году на фабрике случается пожар, после которого она в течение несколько лет отстраивается заново, и в начале XX века попадает в фабричные справочники. Таким образом, здание с водонапорной башней построено в конце XIX – начале XX века.
Подольский район Московской области
Ссылки по теме:
Адресная книга фабрично-заводской и ремесленной промышленности всей России. – Москва ; Санкт-Петербург : Кальмансон, 1907:
Баскакова Ив. Ив., Шерстопрядильная и суконная фабрика (1879 г.). Подольский уезд, Дубровицкая волость, с. Рязаново. Число рабочих 367
.Список фабрик и заводов г. Москвы и Московской губернии. – Москва : тип. А.И. Мамонтова, 1916 г.:
Английско-камвольная фабрика И.И. Баскакова. 382 рабочих, Дизель, английская камвольная пряжа
.1000 лет русского предпринимательства. – М., 1995 г.
Инженер-технолог Баскаков Иван Иванович — фабрикант шерстяной пряжи, владеет 2 фабриками. Шерстопрядильная и красильная фабрика, основанная в 1857 году отцом Ивана Ивановича при селе Осташкове Московского уезда, выпрядает и красит аппаратную пряжу. Вторая фабрика существует с 1876 года и была основана при деревне Рязанове Подольского уезда Московской губернии для производства сукна, после же пожара в 1892 году была заново перестроена в 1912 году в камвольно-английскую прядильню. Эта фабрика выпрядает исключительно камвольную пряжу для шерстяных материй и трикотажных изделий
.Е. Зиновьев. Фабрика имени 1 Мая и ее рабочий поселок. – «Щербинский Вестник», № 14, 15. – 2008 г.
В 1856 году в деревне Рязаново была открыта одна из первых суконных фабрик в России. В разное время фабрика принадлежала статской советнице Окуловой и помещице Шиповой. На этой фабрике в 1857 году работали более 200 человек.
.
В 1879 году Рязановскую фабрику купил купец – Баскаков (владел ею до 1917 года). Рабочие жили в тесных казармах, где не соблюдались даже элементарные гигиенические условия.
В конце XIX века Подольский уезд стал промышленным; он насчитывал 33 предприятия. Главную роль в производстве играли текстильная, силикатная и отчасти металлообрабатывающая промышленность. Крупнейшими предприятиями являлись пять текстильных фабрик: среди них – шерстопрядильная Рязановская.
В 1918 году фабрика национализируется, а в 1921 году фабричный поселок и фабрика стали называться „имени 1 Мая“