Водонапорные башни такого типа, помимо неведомой символики, рельефно выложенной на кирпичном шатре, как правило, комплектуются железобетонным баком для воды и железобетонной же крышей.
Эта башня уже несколько лет пребывает в состоянии затянувшегося сноса: после того, как отбойными молотками сбили бетон с периферийной части крыши, работы приостановили, «ибо замучились».
Несмотря на удобное расположение и опрятный внешний вид, башня необитаема.
На коньке – дымовая труба, в верхней части крыши со стороны двора – люк для выхода на кровлю.
Подробнее: Челябинск, водонапорная башня на улице Воровского
Крохотная башенка на стыке частного сектора и панельной застройки. Из оштукатуренного шатра торчат концы швеллеров, удерживающих внутренний бак.
26 июня
.
6 часов. У импровизированной платформы мы останавливаемся. Станция, кажется, еще только строится. Несколько больших деревянных домов и вдали красная водонапорная башня – так выглядит наш санаторий. Рядом с платформой стоят автомобили и автобусы. Но только спустя 20 минут начинается выгрузка. Для посла, для посланника фон Типпельскирх, также для советника посольства Хильгер и его жены поданы персональные машины. Они прыгают по короткой полевой дороге к «дому отдыха». Наконец наша маленькая колонна приходит в движение. Пять минут хотьбы, затем первый забор и вслед за ним второй досчатый забор с колючей проволокой
Водонапорная башня бывшей Варгинской больницы. Сейчас здесь находятся психиатрическая больница № 7 и инфекционный стационар центральной районной больницы; на момент посещения часть зданий больничного комплекса была заброшена. Фотографии сделаны в августе 2017 года, в феврале 2019 года и в мае 2021 года, и если в 2019 году проход в больничный парк был свободен, в 2021 году на КПП дежурил охранник, который не пропустил нас на территорию «потому что ковид» (универсальная отговорка, столь полюбившаяся чоповцам всех мастей начиная с 2020 года).
У водонапорной башни восемь граней. Судя по аккуратной кладке, башня построена в довоенный период.
Отличительными особенностями этой башни являются выложенные из кирпича кронштейны (16 штук) под собранным из металлических сегментов основанием шатра, квадратные окна шатра и ступенчатый карниз под крышей.
Эта серия фотографий сделана в апреле 2014 года. Типовая водонапорная башня Московско-Виндавской линии Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги была построена в самом начале XX века. В годы Великой Отечественной войны в ходе боев башня сильно пострадала, ее кирпичная кладка получила значительные повреждения. После войны башню отремонтировали хозяйственным способом и вернули в эксплуатацию; водонапорная башня еще долгие десятилетия стояла кривая, но гордая.
Довоенная водонапорная башня с бетонным баком давно не используется, от деревянного шатра не осталось и следа. С северной стороны основание башни разрушено практически на всю высоту, через пролом видна винтовая бетонная лестница.
Фото: Валентин Кондратьев, 2003 г.
Для башни, стоявшей на станции Всполье Северных железных дорог, использован типовой проект водонапорной башни из монолитного железобетона, применявшийся на Московско-Казанской железной дороге (башни на станциях Черусти и Арзамас II). Скорее всего, это случилось уже после национализации железнодорожной сети, при восстановлении станции от разрушений, полученных в ходе Ярославского восстания 1918 года. В 1958 году станция Всполье была переименована в Ярославль-Главный.
Снесенную в 2003–2004 годах башню можно увидеть на фотографиях и рисунках из Госкаталога:
Новицкий П.К. «Встреча поезда с челюскинцами и героями-летчиками на ж/д станции Всполье на пути из Владивостока в Москву», июнь 1934 г.
Российский государственный музей Арктики и Антарктики.
Номер в Госкаталоге: 29314603; номер по КП (ГИК): РГМАА О-9673/13.
Светлицкий С.П. «Эвакуированные из Ленинграда в Ярославль кормились 10 дней на ст. Всполье».
Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда.
Номер в Госкаталоге: 7637906; номер по КП (ГИК): ГММОБЛ КП 1490.
Мальгин Николай Николаевич. «На станции Ярославль-Главный», 1969 г.
Ярославский художественный музей
Номер в Госкаталоге: 22507538; номер по ГИК (КП): ЯХМ-2750.
Когда-то давно у этой башни был восьмигранный деревянный шатер. Вход в башню сделан не от уровня земли, а примерно на высоте второго этажа; попасть на первый этаж можно только через люк в полу башни. Однажды башню оштукатурили набрызгом вместе с керамическими изоляторами, на них штукатурка держится, с самой башни она уже осыпается (диагональные полосы в левом нижнем углу кадра – следы от проводов, тоже попавших под штукатурку).
Подробнее: Водонапорная башня заброшенного Елецкого кожевенного завода
Водонапорная башня в Обнинске построена по очень редкому проекту; похожая башня стоит в одном из районных центров Ярославской области.
Фотографии с зеленью сделаны в июле 2013 года, со снегом – в марте 2016 года. В 2016 году пожарный рукав свисал из нижнего окна башни. Мы им тогда, к сожалению, не воспользовались.
Фотографии сделаны в августе 2016 года, уже тогда эта бесшатровая башня стояла без бака.
Подробнее: Черусти, заброшенная водонапорная башня на задворках бывшего депо
Фабричная водонапорная башня в мае 2011 года. За бетонной плитой под окном установлена лестница, служащая для подъема в шатер.
Водонапорная башня на Заводской улице построена в конце сороковых годов прошлого века. В этом же стиле выполнено здание ТЭЦ Московского коксогазового завода, а также дома рабочего поселка.
Фотографии сделаны в июне 2013 года и в январе 2014 года, на тот момент еще сохранялась какая-то символика предприятия. Сейчас большая часть цехов снесена, заводская территория превращена в «производственно-складскую базу».
Подробнее: Дорохово, водонапорная башня завода железобетонных изделий «Устой»