Фото: Валентин Кондратьев, 8 июня 2008 г.
Движение по Московско-Савеловской линии Московско-Ярославской железной дороги было открыто в январе 1901 года. Всего на этой линии было построено пять водонапорных башен (Лобня, Икша, Дмитров, Татьянино, Савелово), из них только одна, на станции Савёлово – на 2 бака. Был использован типовой проект Московско-Ярославской ЖД – прямоугольный кирпичный нижний ярус, деревянный шатер, полувальмовая крыша; такие башни были построены, например, на станциях Рыбинск-Товарный, Вологда, Няндома, Исакогорка.
Так выглядела эта водонапорная башня в начале XX века:
Станция Савелово, 1901–1911 гг. Источник: pastvu.com
Осенью 2008 года башня была снесена. Деревянный вокзал в советское время был перестроен, так он выглядел в июле 2013 года:
Одна из станционных построек (на момент съемки использовалась как туалет):
Бетонный ледник начала прошлого века:
Стрелка с флюгаркой:
Тепловоз ДМ62-1796:
Май 2024 года, вокзал станции Савелово в сером сайдинге. Вид со стороны железной дороги:
и вид со стороны станции:
Типовой жилой дом Северных железных дорог, ныне – магазин «Продукты»:
На месте этой круглой клумбы на привокзальной площади раньше стояла водонапорная башня:
Еще один жилой дом времен Северных железный дорог:
Так выглядело станционное водоподъемное здание на берегу Волги в 2013 году:
Вид со двора:
Заваленный мусором колодец водозабора:
Водоподъемное здание, вид изнутри. В 2013 году еще сохранялись остатки оборудования:
Чугунная лестница ведет в затопленный подвал:
Водоподъемное здание в 2024 году: кое-где выломаны рельсы, служившие оконными перемычками, само здание заколочено:
Потолок местами обрушился, чугунной лестницы больше нет:
Деревянный домик на задворках водозабора:
Фото: Татьяна Киселева
Кимрский район Тверской области
Ссылки по теме:
- Отчет по постройке Московско-Савеловской железной дороги (главной линии и соединительной ветви) // Комитет Управления казенной Московско-Ярославско-Архангельской ж. д. – Санкт-Петербург, 1902.
- Водонапорные башни Савёловского хода
- Савелово, станция Октябрьской Ж.Д., историческая застройка (нач. XX в.)
- 28.11.20. «Савёлово, демонтаж водонапорной башни на ж/д станции, который продолжался с августа по октябрь 2008-го года»
- 10.12.20. «Савёлово, водонапорная башня на площади ж/д вокзала, 2000 год. Снесена в 2008-м году. Официальная причина сноса – якобы образовавшаяся в кирпичной кладке трещина (которая, кстати, была там ещё в 80-е годы, но никакой угрозы ничему не несла и никакой динамики в её размерах не отмечалось); неофициальная же причина – два огромных 4-х кубовых медных бака + подряды на демонтаж здания + распил выделенных на него бюджетных средств со всеми откатами и прочими теневыми процедурами»
- 15.03.22. «Савёлово, Коммунистическая набережная, апрель 1963 г. Фото А.З. Суханова. На заднем плане дамба и береговая насосная станция, подававшая воду к водонапорной башне на ж/д вокзале для заправки паровозов, а затем и в жилые дома...»
- 04.04.22. «Савёлово, демонтаж водонапорной башни на ж/д вокзале, 2008 год. Фото Сергея Храмова»
- 14.10.24. «Одно из интереснейших сооружений Савелово – водонапорная башня, которая стояла в центре привокзальной площади. К сожалению в 2011 году была разобрана»