Статья Н. Осипова в журнале «Железнодорожное дело», № 31–32 за 1907 г.


Впервые применение дымовых труб, как опоры для водоподъемных баков, было осуществлено профессором Intze.

Идея эта заслуживает полного внимания во-первых потому, что дымовые трубы, имея своей непосредственной целью отведение горячих газов при отоплении паровых котлов или других печей, являются для целей водоснабжения бесплатным сооружением более чем достаточной высоты; во-вторых, устройство это, как будет объяснено ниже, дает возможность использовать выходящие через трубы горящие газы для предохранения воды в баках от замерзания, что у нас в России, в особенности на севере, имеет громадное значение.

В России такие трубы с водонапорными баками устроены на многих заводах, между прочим, на заводе акционерного общества Фельтен и Гильом в Санкт-Петербурге и несколько меньших размеров на заводе «Паровоз» в Варшаве, где это устройство исполнено акционерным обществом «Сирена» (данные общества «Сирена»: вес бака без внешней площадки 380 пудов, вес площадки с кронштейнами 80 пудов, цена со сборкой, но без лесов, с пуда 4 руб. 50 коп.).

Фома Кочура. Постройка фабричных дымовых труб.
Рекламный плакат 1914 г. из фондов Национальной электронной библиотеки.


Устройство это, в общих чертах, заключается в следующем: на обыкновенной фабричной дымовой трубе в месте основания водоподъемного бака устраивается выступающий кругом на 0,15 сажен карниз высотою 0,6 сажен. Верхняя часть карниза состоит из гранита или камня иной крепкой породы и служит местом для непосредственной опоры кронштейнов, поддерживающих железный бак для воды. Бак состоит из двух концентрически расположенных цилиндров, соединенных внизу коническим дном. Толщина железных листов и внутреннее укрепление находится в зависимости от определенного объема бака. Для ограждения бака от влияния температуры наружного воздуха, бак кругом обшивается какими-либо нетеплопроводными материалами, например, пробковой массой, деревом и т. п. Сверху бак для предохранения воды от проникания копоти и атмосферных осадков покрывается конической крышей из листового железа, упирающейся в небольшой кольцеобразный выступ, сделанный на теле дымовой трубы. В бак проводятся три трубы: 1) нагнетательная от насоса, 2) водонапорная, проводящая воду для водоснабжения, 3) предохраняющая бак от переполнения, т. е. отводящая обратно излишнюю воду. Последняя труба может быть заменена устройством поплавка, запирающего на определенном уровне воды в баке нагнетательную трубу, вследствие чего движение поршня насоса приостанавливается, и переполнение бака становится невозможным. Для осмотра бака и труб по телу дымовой трубы и внутри бака устраиваются железные лестницы. Таким образом, из приведенного описания видно, что водяной бак находится в особом, защищенном со всех сторон крытом помещении, отапливаемом на всей его высоте стенками дымовой трубы, нагреваемыми проходящими горячими газами температурою от 250 до 300°С.

Кашира, водонапорный бак на дымовой трубе

Кашира. Демонстрация на Советской улице в 1927 г.
Номер в Госкаталоге: 19667433; номер по ГИК (КП): ИАХМНИ КП-27547


Что же касается вопроса относительно величины расходов по устройству такого водоснабжения, целесообразность коего не подлежит сомнению, то необходимо признать, что, несмотря на сложность устройства бака и сравнительную дороговизну его, это обстоятельство, тем не менее, должно быть игнорируемо, если принять в соображение, что для получения воды под высоким напором обыкновенно прибегают к устройству высоких, дорого стоящих водонапорных башен (водоемных зданий), что в данном случае избегается применением дымовых труб.

Железные дороги до настоящего времени почти не пользовались выгодами этого устройства, между тем как оно могло бы быть с успехом применено в местах расположения железнодорожных мастерских, имеющих дымовые трубы. Кроме того, не исключается также возможность устройства таких баков и при станционных водоподъемных зданиях, хотя бы для сего и потребовалось устраивать более высокие дымовые трубы, ибо это во всяком случае стоило бы гораздо дешевле, чем устройство особых водоемных зданий.

Водонапорные баки на дымовой трубе на станции Новки-1

Водонапорные баки на дымовой трубе котельной.
Станция Новки-1 Горьковской железной дороги, Владимирская область


Особое внимание следовало бы уделить этому вопросу при сооружении новых железных дорог, где при одновременном устройстве трубы с баком достигается еще большее сокращение стоимости.

Обращаясь к подробностям технической стороны вопроса необходимо заметить, что не всякая существующая дымовая труба может быть оборудована таким баком. Условия, препятствующие сему, заключаются в том, что устройство это, во-первых, увеличивает поверхность, подвергаемую давлению ветра, и, во-вторых, увеличивает своим весом вертикальное давление на кладку трубы. таким образом, оба эти фактора изменяют элементы устойчивости трубы, а потому в каждом отдельном случае необходимо расчетом проверить, не нарушает ли это предполагаемое устройство требуемой устойчивости трубы.

Государственный исторический музей, альбом «Общество Николаевских заводов и верфей», Центральная электрическая станция, 1911 год. Номер в Госкаталоге: 28615867; номер по КП (ГИК): ГИМ 96420/77.

Популярные метки

Башня Якоби Бетонный бак Вид сверху Водонапорная башня Рожновского Водонапорная башня изнутри Вокзал Волоколамский район Встроенная водонапорная башня Геодезический репер Депо Деревянный шатер Дмитровский район Документы Железная дорога Истринский район Каланча Калужская область Классификация Клепаный бак Красногорский район Ленинградская область Ленинский район Москва Московская железная дорога Московская область Наро–Фоминский район Настенный кран Объект культурного наследия Одинцовский район Октябрьская железная дорога Памятник архитектуры Плёночная фотография Подвижной состав железных дорог Подольский район Пушкинский район Рузский район Рязанская область Рязанско–Уральская железная дорога Самарская область Санкт–Петербург Снесенная водонапорная башня Солнечногорский район Тверская область Тверь Транссиб Тульская область Украденное фото Фабрика Шухов Ярославская область