Фото: Евгений Круглов, 2010 г.
Вольский район Саратовской области
Подробнее: Шахтные печи известкового завода у села Рыбное (Вольск)
Типовая нефтекачка Московско-Виндово-Рыбинской железной дороги, такие же были построены на станциях Рыбинск-Пассажирский и Бежецк.
На территории насосно-фильтровальной станции стоит три башни, первая видна с улицы 5-я просека:
Вторая башня стоит на берегу Волги в юго-западном углу территории станции:
Две башни водозабора находятся в южной части Сызрани, напротив ТЭЦ и НПЗ. Водозабор из темного кирпича – старый, он использовался до затопления при заполнении Саратовского водохранилища.
Насосная станция нуждается в присмотре и обслуживании, что проблематично для сооружения, оказавшегося на острове, поэтому после затопления подъездных путей к старому водозабору был построен новый, на берегу, при этом была использована уже имеющаяся система труб.
Фото: Евгений Круглов
Сызранский район Самарской области
До революции в башне размещался один из резервуаров городского водопровода. Строение было одноэтажным, необходимый напор обеспечивался за счет естественного рельефа местности. Впоследствии здание было перестроено в четырехэтажное. В настоящее время здесь располагается офис фирмы, занимающейся вопросами водоснабжения и водоотведения.
Фото: Евгений Круглов
О водопроводном прошлом напоминает забор с колючей проволокой, ограждающий примыкающий к башне участок, а также дверной проем с грузоподъемной выносной площадкой на уровне четвертого этажа.
Фото: Григорий Киселев
Самара, улица Чапаевская, 234.
Ссылки по теме:
Бутырский тюремный замок был основан в 1771 году, с тех пор его корпуса неоднократно перестраивались и надстраивались, но неизменными остались четыре угловых башни: Полицейская, Пугачевская, Часовая и Северная, все они видны с прилегающей к тюрьме территории.
Полицейская башня:
Тюремный замок до сих пор используется по прямому назначению (сейчас здесь следственный изолятор № 2 Управления ФСИН по Москве). Комплексу зданий присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения.
Башня построена предположительно в середине XVIII века, по одним версиям это – православная часовня (как в нижегородской Балахне), по другим – сторожевая башня Сызранской засечной черты. Башня является объектом культурного наследия регионального значения.
Разрушение башни началось во второй половине XX века, обрушение кладки произошло в 2010–2012 годах. Власти узнали о состоянии башни в конце 2012 года, в 2013 году дело ограничилось разбором завалов, по состоянию на 2023 год восстановительных работ нет.
Фото: Евгений Круглов
Николаевский район Ульяновской области
Ссылки по теме:
- 01.09.10. Осмотр объекта культурного наследия «Часовня при Покровском храме» (каменная шатровая постройка, известная под названием «Башня»), с. Канадей
- 06.02.12. Канадейская башня
- 13.11.12. Канадейская башня превращается в руины
- 03.03.17. Последний бой Канадейской башни
- 19.07.18. Полуразрушенная сторожевая башня в селе Канадей
- 30.09.19. Канадей. Башня и соображения о ней. Немного села
- 06.03.21. Мавзолей, форт, сполоховая башня…? Радий Губайдуллов с историей возникновения и разрушения Канадейской башни
- 28.09.23. «Законсервировать для потомков»: жители села под Ульяновском просят сохранить объект культурного наследия 17 века – Канадейскую башню
Одна из нефтекачек Николаевской железной дороги, XIX век, типовой проект. Находится на территории локомотивного депо ТЧЭ-1 "Московское" Октябрьской ж. д.
Реконструкция нефтекачки на снимке Александра Сергеевича Никольского (1939 - 2012) в начале 2000-х годов:
Башня освобождена от внутреннего оборудования. Сквозь оконные проемы видно, что крыши на ней нет. Будут заложены дверной проем и окно на стене. Сам дверной проем тоже когда-то был пробит на месте высокого окна. Сохранявшееся от окна обрамление будет сбито.
Водозабор действовал в конце XIX – I половине XX вв. (до заполнения Куйбышевского водохранилища). Сейчас заброшен. Территория не охраняется. При посещении рекомендуется смотреть под ноги – всевозможные открытые люки.
.
Кому интересно – информация из вторых рук. Водокачка построена в 1914 году, принадлежность порохового завода. Никаких акционеров не было. Закончила работу в 1964 году после строительства новой. Башенка посередине воды – это заборный оголовок, от него в сторону машинного отделения под грунтом туннель для обслуживания, в котором проходили всасывающие трубы, 2 трубы примерно 800 мм. В средней части восьмигранника сначала стояли 4 насоса по 200 кВт и 2100 Вольт. В 1936 году заменили на вертикальные насосы, питание 6000 вольт 360 кВт и 200 кВт немецкие сименс. Трубы до потребителя уложены чугунные. Диаметр 600 мм 2 трубы. Рабочие работали и жили на территории. Администрация завода обеспечивала полный пансион. Была конюшня. По выходным штатный кучер возил на базар. Традиции оставались и после революции. Был штатный водолаз. Была железная дорога узкоколейная. Паровоз „Кукушка“ во время шуги отпаривал оголовок. Бетонный остров – это распределитель от 4 всасывающих труб на 2 магистральные до новой водокачки. Раньше было строение над колодцами, тельфера, водолазы периодически чистили подводные задвижки, помню из детства, примерно в марте по льду. Отец проработал на этой водокачке с 1942 года по закрытие. Вместе со всем штатом перевели на новый водозабор
Построенная для Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки 1939 года колонна, напоминающая по форме рыболовный садок, служила указателем для участка «Рыбная промышленность». Участок включал в себя два павильона, один из которых отражал успехи «большого рыболовства» (добыча рыбы на морях и океанах), второй был посвящен «малому рыболовству» (добыча рыбы в реках и озерах СССР и ведение культурного прудового хозяйства), рядом с павильонами был устроен каскад прудов с показательным прудовым хозяйством.
Фото 2003 года:
The former building of the control post of switches and signals (signal box) at the Moscow-Rizhskaya station. Photo taken in 2003:
Осень 2002 года:
Autumn 2002:
С 2004 года здание находилось на территории площадки натурных образцов железнодорожной техники Музея железнодорожного транспорта Московской железной дороги.
После того, как здание оказалось на территории музея, на нем сменили кровлю и заменили ограждение балкона и лестницы на менее изящное.
Since 2004, the building has been located on the site of rolling stock and railway equipment of the Museum of Railway Transport of the Moscow Railway.
After the building was on the territory of the museum, the roof was changed on it and the balcony railing and stairs were replaced with less elegant ones.
Фото: Павел Михайлушкин
Photo: Paul Mikhaylushkin
Подробнее: Здание поста централизации на станции Москва-Рижская
Элеватор Госбанка вместимостью 3 400 тысяч пудов был построен на берегу реки Самарки в 1916 году. Он стал вторым по величине элеватором Российской Империи (первый – перестроенный в 1912–1913 годах Новороссийский портовый элеватор вместимостью 7 000 тысяч пудов).
В начале 2020 года в любимом месте отдыха воронежцев и гостей города — парке „Алые Паруса“ в Левобережном районе, специалисты Воронежэнерго заменили построенную 35 лет назад в составе ЛЭП 110 кВ стандартную опору на стилизованную. Выполненная в форме морского маяка новая опора стала видовым местом и удачно дополнила расположенную рядом прибрежную зону. „Маяк“ оснащен системой светодинамической подсветки: 1680 светодиодных светильников, 52 светодиодных и 3 зенитных прожектора. Территория вокруг опоры благоустроена, на площадке рядом с ней установлен интерактивный „Штурвал“ с дисплеем для вывода информации о компании, метеосводок и обзора городской панорамы с помощью видеокамеры, расположенной на вершине „Маяка“
.
Сайт филиала «Россети Центр Воронежэнерго»
Подробнее: Воронеж, стилизованная под маяк ажурная опора ЛЭП на набережной Авиастроителей