Водонапорные башни

Водонапорная башня станции Самара

Водонапорная башня Самаро-Златоустовской железной дороги. Проект индивидуальный, но конфигурация типовая – два водоемных бака расположены на одном уровне. На фотографии 2009 года башня еще с деревянным шатром, впрочем, сильно упрощенным после многочисленных переделок.

Водонапорная башня станции Самара

В 2011 году шатер наглухо зашили васильковым сайдингом; в 2012 году выкрасили в белый кирпичную кладку башни и заменили остатки остекления металлическими листами с рисунком, имитирующим крупную расстекловку. Бело-синее сочетание цветов – фирменный стиль Куйбышевской железной дороги (Димитровград, Ютаза). В таком виде башня простояла несколько лет, это прекрасно прослеживается по панорамам улиц от Яндекса и Гугла.

Рыбинский кожевенный завод имени Ленина

Винокуренный завод Елизаветы Егоровны Эльтековой в деревне Большие Дворы Рыбинского уезда Ярославской губернии был основан в 1864 году. В 1880 году завод горел; вероятнее всего, главный производственный корпус с водонапорной башней был возведен уже после пожара, в самом конце XIX века.

Рыбинский кожевенный завод имени Ленина

Встроенная водонапорная башня в Орехово-Зуево

Водонапорная башня стоит на одном из корпусов бывшей красильной и ситценабивной фабрики Товарищества Зуевской мануфактуры И. Н. Зимина.

Встроенная водонапорная башня в Орехово-Зуево

Водонапорная башня Дербеневского химического завода, восточный фасад

Германское «Акционерное общество Фарбверке, бывш. Мейстер, Луциус и Брюнинг» было основано в 1879 году, с 1899 года предприятие получило название «Акционерное общество Московского химического завода Фарбверке». Первое время Общество занималось производством анилиновых и ализариновых красок, позднее ассортимент расширился, на предприятии начался выпуск фармацевтических препаратов, в годы Первой Мировой войны завод был перепрофилирован на выпуск фенола (фенол использовался как сырье для производства пикриновой кислоты). В советское время завод носил название Дербеновский химический завод Анилтреста, позднее – Дербеневский химический завод имени И.В. Сталина, затем – просто Дербеневский химический завод, основная специализация – разработка и производство пигментов и красителей для текстильной промышленности. Постепенный вывод производства начался еще в шестидесятые годы, в постсоветское время промышленное предприятие стало бизнес-центром «Кожевники». В силу особенностей мышления администрации бизнес-центра на территории действовал достаточно жесткий пропускной режим, именно этим объясняется малое количество фотографий и практическая неизученность строений бывшего химзавода.

Водонапорная башня Дербеневского химического завода, вид с северо-запада

Ковров, водонапорная башня завода имени В.А. Дегтярева

Железобетонная водонапорная башня на 3 000 ведер построена в 1916 году над зданием главной конторы. По прямому назначению давно не используется, оконные проемы закрыты металлическими листами с изображением оконных переплетов, сама башня укреплена стяжками.

Ковров, водонапорная башня завода имени В.А. Дегтярева

Оренбург, водонапорная башня веерного депо

Башня – объект культурного наследия регионального значения № 561510250450005; официальное название – «Водонапорная башня. „Кирпичный“ стиль. Образец промышленного строительства»; официальный год постройки – 1870.

Водонапорная башня станции Пермь-II

Водонапорная башня построена по проекту архитектора Феофана Вольсова в 1909 г. Это типовая башня Пермской железной дороги на два бака, подобные башни стоят на станциях Кунгур, Шаля, Екатеринбург, Богданович, Кармак, Тюмень...

Кирпичная водонапорная башня в Талагах

Фото: Н. В. Родин

Архангельск, дата постройки – 1963 год.

Фото: Н. В. Родин

Углегорский район Сахалинской области

Водонапорная башня санатория «Истра», вид с юго-запада

Главный дом санатория Г.А. Каратаевой был построен в 1912–1913 годах по проекту И.И. Рерберга (совместно с В.К. Олтаржевским). Когда и по чьему проекту была построена имеющая определенное сходство с часовой башней Киевского вокзала водонапорная башня – неизвестно, самый ранний из ее снимков датируется 1992 годом.

Водонапорная башня санатория «Истра», вид с юго-востока


Дзержинский район Калужской области

Снесенная водонапорная башня станции Раменское

Фото: Игорь Кузнецов, 2003 г.
(фотография предоставлена Валентином Кондратьевым)

Водонапорная башня построена по проекту, характерному для первых лет существования Московско-Казанской железной дороги. Очень похожая (но с несколько иными пропорциями основания и шатра) башня сохранилась на станции Фруктовая. Более поздний, чуть доработанный вариант этого проекта использовался Московско-Казанской (Зарайск), а также многими другими железными дорогами, например, Сызрано-Вяземской (Вернадовка), Рязано-Уральской (Лопуховка), Московско-Виндаво-Рижской (Викторово), Николаевской (Боровичи) и Северными железными дорогами (Лютово, Нерехта).

Водонапорная башня в селе Чернуха

Башня разваливается, но пока стоит. Часть тонкого, в один кирпич, шатра, вывалилась наружу; кирпичная кладка около места повреждения изъедена эрозией.

Водонапорная башня усадьбы Покровское-Рубцово

Водонапорная башня находится на территории, выкупленной для коттеджного поселка «Покровское-Рубцово»; попасть внутрь, за проходную, невероятно сложно.

Вид с моста на Даниловскую набережную, 1962 г.

Вид с моста на Даниловскую набережную, 1962 г.

Московская тюлево-кружевная фабрика Томаса Флетчера была основана в 1887 году, железобетонная водонапорная башня над одним из ее корпусов появилась позже, в начале ХХ века. После революции фабрика была национализирована, в 1926 году в ее корпусах начала работу карандашная фабрика имени Л.Б. Красина.

Кирпичная водонапорная башня в поселке Безенчук

Фото: Евгений Круглов

Самарская область

Водонапорная башня ВИЛАР в Северном Бутове

Пояс из изогнутых двутавров, поддерживающий железобетонную площадку основания шатра, придает башне нарядный и узнаваемый вид.

Водонапорная башня ВИЛАР в Северном Бутове

Москва, Северное Бутово

Популярные метки

Башня Якоби Бетонный бак Вид сверху Владимирская область Водонапорная башня Рожновского Водонапорная башня изнутри Вокзал Волоколамский район Встроенная водонапорная башня Депо Деревянный шатер Дмитровский район Документы Железная дорога Истринский район Каланча Калужская область Классификация Клепаный бак Клинский район Красногорский район Ленинградская область Ленинский район Москва Московская железная дорога Московская область Наро–Фоминский район Настенный кран Объект культурного наследия Одинцовский район Октябрьская железная дорога Памятник архитектуры Плёночная фотография Подвижной состав железных дорог Подольский район Пушкинский район Раменский район Рузский район Рязано–Уральская железная дорога Рязанская область Санкт–Петербург Снесенная водонапорная башня Солнечногорский район Тверская область Тверь Транссиб Тульская область Украденное фото Фабрика Ярославская область