Водонапорные башни

Водонапорная башня в Гороховце

Гороховецкий район Владимирской области

С.М. Прокудин-Горский? Водонапорная башня станции Лодейное Поле, 1916 г.

С.М. Прокудин-Горский? Водонапорная башня станции Лодейное Поле, 1916 г.
Лодейнопольский историко-краеведческий музей. Номер в Госкаталоге: 7617295; номер по ГИК (КП): ЛКМ КП-4002/4.

Типовая железобетонная башня Мурманской железной дороги, такая же до сих стоит в Петрозаводске. Башня была разрушена в годы войны, на рисунке 1944 года – часть бетонной оболочки уже без бака:

Медведев. «Водонапорная башня в городе Лодейное Поле», 1944 г.

Медведев. «Водонапорная башня в городе Лодейное Поле», 1944 г.
Национальный музей Республики Карелия. Номер в Госкаталоге: 40494722; номер по КП (ГИК): КГМ-44842.

Водонапорная башня валяльно-войлочной фабрики в Казани

Построенная в начале тридцатых годов водонапорная башня валяльно-войлочной фабрики. Первоначально у башни было ленточное остекление в верхней части шатра и длинные горизонтальные окна в нижней его части; башня, как и весь фабричный корпус, была гладко оштукатурена.

Кирпичная водонапорная башня на территории усадьбы Черкизово

Справа – храм Успения Пресвятой Богородицы; построенная после войны типовая кирпичная башня стоит в сотне метров от храма, в самом центре усадьбы.

Коломенский район Московской области

Кирпичная водонапорная башня в Юдино (Казань)

Фото: Евгений Круглов

Казань, Татарстан

Бесшатровая водонапорная башня в Алексине

Бесшатровая водонапорная башня с широким круговым балконом под баком.

Тульская область

Водоемное здание на станции Черкизово, 1900–1917 гг.

Московская окружная железная дорога, водоемное здание на станции Черкизово, 1903–1917 гг.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Номер в Госкаталоге: 26173749; номер по КП (ГИК): ГМИ СПб 363248/282.

Типовое водоемное здание Московской Окружной железной дороги на два бака (на 8 куб. саж. каждый). Таких зданий на МОЖД было пять: Андроновка, Лихоборы, Пресня, Угрешская и Черкизово; сохранилась „ровно половина“: Лихоборы, Угрешская, Пресня. Известно две фотографии башни станции Черкизово: дореволюционная, вошедшая в «Альбом Московской Окружной железной дороги» (1908), и фотография 1926 года, где башня попала в кадр почти случайно.

Бесшатровая водонапорная башня в Самаре

Эта бесшатровая водонапорная башня, построенная по типовому проекту 901-5-24/70, дополнительно оснащена двумя круговыми балконами: первый расположен чуть ниже стыка кирпичного основания с днищем бака, второй – на уровне стыка конической и цилиндрической частей бака.

Бесшатровая водонапорная башня в Самаре

Фото: Евгений Круглов

Снесенная водонапорная башня из силикатного кирпича в поселке Опытное Поле (Котельники)

Водонапорная башня использовалась для нужд поселка Опытное Поле, своим названием обязанного совхозу Люберецкое Опытное Поле при Научном Институте Удобрений и Инсектофунгицидов (в настоящее время – НИИ по удобрениям и инсектофунгицидам имени профессора Я. В. Самойлова).

Бесшатровая водонапорная башня у станции Старожилово

Рязанская область

Самара, водонапорная башня лагеря «Волжский Артек»

Фото: Евгений Круглов

Московский автомобильный завод им. Сталина, вторая половина 1940-х гг.

Московский автомобильный завод имени Сталина, вторая половина 1940-х гг.
Музейное объединение «Музей Москвы».
Номер в Госкаталоге:19555831; номер по КП (ГИК): ММ ОФ-35417/167.

Одна из первых водонапорных башен такого типа по проекту В. Г. Шухова была построена для Центрального электрического общества в 1899 г. У башни резервуар объемом 28,3 куб.м и деревянный шатер вокруг него, высота башни до дна бака – 25 м. Точную дату сноса башни отследить не удалось, самая поздняя фотография датирована началом пятидесятых годов.

Почему-то эту башню рисовали чаще, чем фотографировали.

Водонапорная башня завода «Москабель», 1958–1976 гг.

Завод «Москабель», 1958–1976 гг. Источник: сайт pastvu.com

Водонапорная башня для Кабельного завода Товарищества для эксплуатации электрической энергии М.М. Подобедова и К° была построена Строительной конторой инженера В.Ф. Якоби в 1911 году. Водонапорная башня из бетонных пустотелых камней; ее высота от уровня земли 10 сажен, емкость бака 4 500 ведер, из которых 1 500 ведер предназначены для целей производства (остальное – пожаротушение); внутри башни проходила дымовая труба.

дание, где стояла водонапорная башня Якоби и артезианская скважина завода «Москабельмет»

Башня была снесена в 2012 году; здание, где она стояла, сохранилось. В 2005 году подъемник над артезианской скважиной завода был стилизован под Эйфелеву башню.

Снесенная водонапорная башня станции Домодедово. Фото: Валентин Кондратьев, 2003 г.

Фото: Валентин Кондратьев, 2003 г.

Построенная в 1898 году типовая водонапорная башня Рязанско-Уральской железной дороги была снесена в конце 2004 – начале 2005 года.

Свияжск, выставочный зал «Старая водонапорная башня»

Здание было восстановлено из руин в 2013–2014 годах.

Свияжск, выставочный зал «Старая водонапорная башня»

Цилиндрическая водонапорная башня встроена внутрь здания.

Железобетонная водонапорная башня на два бака на станции Няндома

Типовая железобетонная водонапорная башня линии Вологда – Архангельск Северных железных дорог была построена в период перешивки железной дороги на широкую колею в 1916 году.

Снесенная водонапорная башня станции Кубинка II

Эта водонапорная башня с решетчатым основанием была построена в сороковых годах XX века. Башня типовая железнодорожная, такие же в свое время были построены на станциях Белоостров (Ленинградская область) и Кашин (Тверская область), а также в подмосковной Баковке (садовое товарищество при Московском электромашиностроительном заводе «Памяти Революции 1905 года»).

Снесенная водонапорная башня станции Кубинка II

Характерные особенности проекта – шесть сварных расходящихся книзу опор; коническое днище резервуара; широкий, опоясывающий бак балкон; огороженная по периметру коническая крыша с деревянной надстройкой. Как и у водонапорных башен Рожновского этого временного периода, балкон и ограждение крыши украшены горизонтально ориентированными ромбиками.

Ржев, городская баня на улице Грацинского

Баня № 1 – единственная муниципальная баня города Ржева – построена в 1928 году. Центральная башня, в которой стояли баки для воды, в послевоенные годы была надстроена с увеличением площади опирающейся на мощные стальные балки шатровой части; позднее часть окон в основном корпусе бани была заложена.

Бесшатровая водонапорная башня в Сызрани

Фото: Евгений Круглов

Бесшатровая водонапорная башня в Сызрани


Бесшатровая водонапорная башня в Сызрани

Фото: Татьяна Киселева

Самарская область

Популярные метки

Башня Якоби Бетонный бак Вид сверху Водонапорная башня Рожновского Водонапорная башня изнутри Вокзал Волоколамский район Встроенная водонапорная башня Геодезический репер Депо Деревянный шатер Дмитровский район Железная дорога Истринский район Каланча Калужская область Каркас Классификация Клепаный бак Красногорский район Ленинградская область Ленинский район Москва Московская железная дорога Московская область Наро–Фоминский район Настенный кран Объект культурного наследия Одинцовский район Октябрьская железная дорога Памятник архитектуры Плёночная фотография Подвижной состав железных дорог Подольский район Пушкинский район Рузский район Рязанская область Рязанско–Уральская железная дорога Самарская область Санкт–Петербург Снесенная водонапорная башня Солнечногорский район Тверская область Тверь Транссиб Тульская область Украденное фото Фабрика Шухов Ярославская область