Фотография с листвой сделана в июне 2020 года, снимки со снегом – в марте 2023 года.
Надпись на кузове стоящей на территории Института полиомиелита и вирусных энцефалитов имени М. П. Чумакова РАМН машины: «ВАКЦИНЫ».
Подробнее: Водонапорная башня в поселке Института полиомиелита
Водонапорная башня стояла в промзоне Тураево, около пожарной части № 90 при ЦИАМ имени П.И. Баранова. Фотографии сделаны в августе 2016 года, примерно за год до этого был разобран кирпичный шатер башни.
Нетиповая водонапорная башня Самаро-Златоустовской железной дороги, вид со стороны привокзальной площади. Пристройка слева – вход в башню.
Когда-то башня была выше и интереснее в архитектурном плане, но потом ее несколько укоротили и наглухо заложили оконные проемы с трех сторон. Не добавляют историчности и золотистые стекла в оставшихся окнах.
Типовая водонапорная башня Северных железных дорог; такие башни сохранились на станциях Гаврилов Посад, Чебаково, Сухона, Лухтонга и Семигородняя. Движение на участке Бельково – Юрьев Польский было открыто в октябре 1898 года, при постройке станция носила название Келлерово.
Движение по участку Ряжск – Скопин Ряжско-Моршанской железной дороги было открыто в декабре 1870 года; с января 1890 года Ряжско-Вяземская железная дорога вошла в состав Сызрано-Вяземской.
Под синим сайдингом скрывается типовая водонапорная башня Самаро-Златоустовской железной дороги на один бак.
Фото: Евгений Круглов
Асекеевский район Оренбургской области
Установка новой водонапорной башни, 1976 г.
Районный краеведческий музей имени Н.К. Бошняка; номер в Госкаталоге: 60233253; номер по ГИК (КП): СГКМ КП 351/10.
Водонапорная башня была снесена в 2011 году.
Хабаровский край
Ссылки по теме:
Водонапорная башня Рязанско-Уральской железной дороги на два бака; баки стоят один над другим. Движение на участке Рязань – Козлов было открыто в сентябре 1866 года, башня появилась на несколько десятилетий позже, уже при усилении водоснабжения станции. В тридцатые годы XX века на станции появились еще две водонапорные башни, обе с бетонными баками.
Подробнее: Старожилово, снесенная водонапорная башня Рязанско-Уральской железной дороги
Фото: Nordprod, 2007 г.
Водонапорная башня снесена в 2010 году. Такие же башни пока еще сохранились в Бородинском, Кимовске и Киреевске.
Киреевский район Тульской области
Ссылки по теме:
Водонапорная башня на два бака Самаро-Златоустовской железной дороги.
Ивановская суконная фабрика (после революции – Октябрьская суконная фабрика) была взорвана в 1941 году и больше не восстанавливалась; руины фабрики окончательно уничтожены при строительстве Малого Московского кольца (А107). В фондах Государственного исторического музея хранится фотоальбом «Истра. Материалы комиссии по обследованию разрушений, причиненных немецкими оккупантами», в который вошли в том числе и сделанные в 1941–1942 годах фотографии фабрики:
Номер в Госкаталоге: 59643679; номер по ГИК (КП): ГИМ 80994/93.
Башня оказалась настолько прочной, что при взрыве не разрушилась, а просто сползла вниз с фабричного корпуса.
Подробнее: Водонапорная башня Якоби Ивановской суконной фабрики П.Г. Цурикова
Эта водонапорная башня стояла в южной горловине станции. На фотографии, сделанной летом 2019 года, шатер башни еще обшит горизонтальными досками; к осени 2021 года стали видны потемневшие бревна, рубленые в лапу.
Башня очень мешала людям, занимающим прилегающий к ней земельный участок, на момент съемки они ждали специалистов по сносу. Башня была снесена в конце 2021 года, заодно была разрушена и более старая водонапорная башня Рязанско-Уральской железной дороги.
Подробнее: Снесенная довоенная водонапорная башня станции Старожилово
Типовая водонапорная башня открытого в декабре 1906 года участка Вологда – Вятка Северных железных дорог. Подобные башни сохранились на станциях Быстряги, Нея (с оригинальным деревянным шатром) и Оричи (шатер сильно упрощен при перестройке); а также на станции Шексна, относящейся к другой линии, но к тому же периоду постройки. Башне станции Гостовская повезло куда меньше: сначала демонтировали шатер вместе с баком, а в январе 2024 года снесли и саму башню.
Редкий случай, когда дата постройки (1958 год) выложена не на шатре водонапорной башни, а на средней части ее основания.
Владимирская область
Ст. Крюково, конечный пункт для многих дачных поездов Октябрьской жел. дор., в первый момент производит на приехавшего неприятное впечатление: старые каменные здания водокачки стиснули путь с двух сторон, к ним прижались старенькие платформы; кругом железнодорожные дома. Около станции много извозчиков, предлагающих на перебой свои услуги. Тут же кооперативные лавки и палатки.
Путеводитель «Дачи и окрестности Москвы», 1930 г.
Здание вокзала на станции Крюково, 1913 г. Отдел «Музей Зеленограда» Музейного объединения «Музей Москвы», номер в Госкаталоге: 12618428, номер по ГИК (КП): ГЗИКМ-КП 10257.
Типовые водонапорные башни III класса линии Петербург – Москва, такие башни были построены на станциях Саблино, Чудово, Веребье, Торбино, Лыкошино, Вышний Волочёк, Осташково (сейчас Лихославль), Завидово, Крюково. В настоящее время сохранилась только одна башня в Лыкошино. Башни станции Крюково взорвали при отступлении в 1941 году, на фотографии 1943 года на их месте уже установлена металлическая колонна. Картина 1943 года «Бой за станцию Крюково» писалась с башней-колонной, картина 2000 года с таким же названием – по старой фотографии.
Подробнее: Несохранившиеся водонапорные башни станции Крюково Октябрьской ж. д.
Водонапорная башня построенного в начале тридцатых годов двадцатого века овчинно-мерлушечно-каракулевого утилизационного завода – ОМКУЗ. Башня стоит на пересечении улиц Ирек и Меховщиков. Шатер демонтирован, бетонное основание, где когда-то стоял бак для воды, накрыто низкой четырехскатной крышей, окна частично заложены.
Водонапорная башня на один бак Московско-Нижегородской железной дороги.