Водонапорные башни

Водонапорная башня Института полиомиелита

Фотография с листвой сделана в июне 2020 года, снимки со снегом – в марте 2023 года.

Водонапорная башня Института полиомиелита

Надпись на кузове стоящей на территории Института полиомиелита и вирусных энцефалитов имени М. П. Чумакова РАМН машины: «ВАКЦИНЫ».

Водонапорная башня в Лыткарино

Водонапорная башня стояла в промзоне Тураево, около пожарной части № 90 при ЦИАМ имени П.И. Баранова. Фотографии сделаны в августе 2016 года, примерно за год до этого был разобран кирпичный шатер башни.

Водонапорная башня станции Абдулино

Нетиповая водонапорная башня Самаро-Златоустовской железной дороги, вид со стороны привокзальной площади. Пристройка слева – вход в башню.

Водонапорная башня станции Абдулино

Когда-то башня была выше и интереснее в архитектурном плане, но потом ее несколько укоротили и наглухо заложили оконные проемы с трех сторон. Не добавляют историчности и золотистые стекла в оставшихся окнах.

Старинная водонапорная башня станции Кольчугино

Типовая водонапорная башня Северных железных дорог; такие башни сохранились на станциях Гаврилов Посад, Чебаково, Сухона, Лухтонга и Семигородняя. Движение на участке Бельково – Юрьев Польский было открыто в октябре 1898 года, при постройке станция носила название Келлерово.

Старинная водонапорная башня станции Кольчугино

Водонапорная башня станции Сарай-Гир


Водонапорная башня станции Сарай-Гир


Водонапорная башня станции Сарай-Гир

Фото: Евгений Круглов

Матвеевский район Оренбургской области

Водонапорная башня станции Желтухино

Движение по участку Ряжск – Скопин Ряжско-Моршанской железной дороги было открыто в декабре 1870 года; с января 1890 года Ряжско-Вяземская железная дорога вошла в состав Сызрано-Вяземской.

Водонапорная башня станции Филипповка

Под синим сайдингом скрывается типовая водонапорная башня Самаро-Златоустовской железной дороги на один бак.

Водонапорная башня станции Филипповка

Фото: Евгений Круглов

Асекеевский район Оренбургской области

Водонапорная башня в Советской Гавани, 1976 год

Установка новой водонапорной башни, 1976 г.
Районный краеведческий музей имени Н.К. Бошняка; номер в Госкаталоге: 60233253; номер по ГИК (КП): СГКМ КП 351/10.

Водонапорная башня была снесена в 2011 году.

Хабаровский край


Ссылки по теме:

Водонапорная башня РУЖД на станции Старожилово

Водонапорная башня Рязанско-Уральской железной дороги на два бака; баки стоят один над другим. Движение на участке Рязань – Козлов было открыто в сентябре 1866 года, башня появилась на несколько десятилетий позже, уже при усилении водоснабжения станции. В тридцатые годы XX века на станции появились еще две водонапорные башни, обе с бетонными баками.

Снесенная водонапорная башня в Липках

Фото: Nordprod, 2007 г.

Водонапорная башня снесена в 2010 году. Такие же башни пока еще сохранились в Бородинском, Кимовске и Киреевске.

Киреевский район Тульской области


Ссылки по теме:

Водонапорная башня станции Асекеево

Водонапорная башня на два бака Самаро-Златоустовской железной дороги.

Ивановская суконная фабрика (после революции – Октябрьская суконная фабрика) была взорвана в 1941 году и больше не восстанавливалась; руины фабрики окончательно уничтожены при строительстве Малого Московского кольца (А107). В фондах Государственного исторического музея хранится фотоальбом «Истра. Материалы комиссии по обследованию разрушений, причиненных немецкими оккупантами», в который вошли в том числе и сделанные в 1941–1942 годах фотографии фабрики:

Водонапорная башня Якоби взорванной в 1941 году Ивановской суконной фабрики

Номер в Госкаталоге: 59643679; номер по ГИК (КП): ГИМ 80994/93.

Башня оказалась настолько прочной, что при взрыве не разрушилась, а просто сползла вниз с фабричного корпуса.

Снесенная довоенная водонапорная башня станции Старожилово

Эта водонапорная башня стояла в южной горловине станции. На фотографии, сделанной летом 2019 года, шатер башни еще обшит горизонтальными досками; к осени 2021 года стали видны потемневшие бревна, рубленые в лапу.

Снесенная довоенная водонапорная башня станции Старожилово

Башня очень мешала людям, занимающим прилегающий к ней земельный участок, на момент съемки они ждали специалистов по сносу. Башня была снесена в конце 2021 года, заодно была разрушена и более старая водонапорная башня Рязанско-Уральской железной дороги.

Старинная водонапорная башня станции Гостовская

Типовая водонапорная башня открытого в декабре 1906 года участка Вологда – Вятка Северных железных дорог. Подобные башни сохранились на станциях Быстряги, Нея (с оригинальным деревянным шатром) и Оричи (шатер сильно упрощен при перестройке); а также на станции Шексна, относящейся к другой линии, но к тому же периоду постройки. Башне станции Гостовская повезло куда меньше: сначала демонтировали шатер вместе с баком, а в январе 2024 года снесли и саму башню.

Кирпичная водонапорная башня в Муроме

Редкий случай, когда дата постройки (1958 год) выложена не на шатре водонапорной башни, а на средней части ее основания.

Владимирская область

Ст. Крюково, конечный пункт для многих дачных поездов Октябрьской жел. дор., в первый момент производит на приехавшего неприятное впечатление: старые каменные здания водокачки стиснули путь с двух сторон, к ним прижались старенькие платформы; кругом железнодорожные дома. Около станции много извозчиков, предлагающих на перебой свои услуги. Тут же кооперативные лавки и палатки.

Путеводитель «Дачи и окрестности Москвы», 1930 г.

Здание вокзала на станции Крюково, 1913 г.

Здание вокзала на станции Крюково, 1913 г. Отдел «Музей Зеленограда» Музейного объединения «Музей Москвы», номер в Госкаталоге: 12618428, номер по ГИК (КП): ГЗИКМ-КП 10257.

Типовые водонапорные башни III класса линии Петербург – Москва, такие башни были построены на станциях Саблино, Чудово, Веребье, Торбино, Лыкошино, Вышний Волочёк, Осташково (сейчас Лихославль), Завидово, Крюково. В настоящее время сохранилась только одна башня в Лыкошино. Башни станции Крюково взорвали при отступлении в 1941 году, на фотографии 1943 года на их месте уже установлена металлическая колонна. Картина 1943 года «Бой за станцию Крюково» писалась с башней-колонной, картина 2000 года с таким же названием – по старой фотографии.

Казань, водонапорная башня ОМКУЗа

Водонапорная башня построенного в начале тридцатых годов двадцатого века овчинно-мерлушечно-каракулевого утилизационного завода – ОМКУЗ. Башня стоит на пересечении улиц Ирек и Меховщиков. Шатер демонтирован, бетонное основание, где когда-то стоял бак для воды, накрыто низкой четырехскатной крышей, окна частично заложены.

Казань, водонапорная башня ОМКУЗа

Водонапорная башня станции Сарыево

Водонапорная башня на один бак Московско-Нижегородской железной дороги.

Популярные метки

Башня Якоби Бетонный бак Вид сверху Владимирская область Водонапорная башня Рожновского Водонапорная башня изнутри Вокзал Волоколамский район Встроенная водонапорная башня Геодезический репер Депо Деревянный шатер Дмитровский район Железная дорога Истринский район Каланча Калужская область Каркас Классификация Клепаный бак Красногорский район Ленинградская область Ленинский район Москва Московская железная дорога Московская область Наро–Фоминский район Настенный кран Объект культурного наследия Одинцовский район Октябрьская железная дорога Памятник архитектуры Плёночная фотография Подвижной состав железных дорог Пушкинский район Рузский район Рязанская область Рязанско–Уральская железная дорога Самарская область Санкт–Петербург Снесенная водонапорная башня Солнечногорский район Тверская область Тверь Транссиб Тульская область Украденное фото Фабрика Шухов Ярославская область