Водонапорная башня в самарском микрорайоне Аэропорт 2 была построена раньше, чем окружающие ее дома. Несмотря на некоторую причудливость внешнего вида (основание из красного кирпича, шатер – из силикатного, основание заметно шире шатра, из-под шатра выступают положенные перпендикулярно друг другу стальные балки, служащие опорой шатра и бака), по всей видимости, башня была такой уже с момента постройки. Во всяком случае на спутниковом снимке 1966 года башни еще нет, а на снимке 1972 года башня стоит, и именно в этот интервал попадает выложенный на шатре 1967 год.
Водонапорная башня строившейся в конце тридцатых годов ХХ века железной дороги (подробнее – здесь). У башни достаточно низкое (относительно высоты шатра) кирпичное основание, прямоугольные дверные и оконные проемы, мощные бетонные кронштейны, поддерживающие основание деревянного шатра.
Обшитый деревом выступ, соответствующий переходу из основания башни в шатер, начинается не на уровне площадки, предназначенной для доступа к вентилям под баком (как это сделано в большинстве башен подобного типа), а намного ниже, почти над самым входом в башню.
Фото: Евгений Круглов
Богатовский район Самарской области
На ЯВРЗ сохранились „экспонаты“, которые просто не поместились бы ни в каких музейных стенах. Водонапорная башня, сооруженная в 1929 году, по праву может считаться памятником не только местного, но и федерального значения. Это ажурное строение возведено по проекту знаменитого русского инженера и ученого В. Г. Шухова. Им построены телевизионная вышка на Шаболовке в Москве и около 500 башен по всей России. В Ярославле их было шесть, осталась одна эта. „Шуховская башня“ сыграла важную роль в инженерном обустройстве завода. С ее открытием здесь появилась система водоснабжения. До того приходилось качать воду из колодцев и из протекающей рядом речки Цветочки
.
Эта водонапорная башня была порезана на металл в 2004 году. По состоянию на август 2021 года на месте, где ранее стояла башня, сохранялась бетонная стенка вокруг ее фундамента, используемая в качестве ограждения площадки для сбора мусора.
Подробнее: Шуховская водонапорная башня Ярославского вагоноремонтного завода
Железобетонная башня с бетонным баком, бетонным шатром и бетонной крышей. Восьмигранное основание с крупными прямоугольными окнами в каждой грани, верхний ряд окон зарешечен.
Подробнее: Сызрань, заброшенная водонапорная башня на улице Скворцова
Типовая водонапорная башня станции IV класса Оренбургской (позднее – Самаро-Златоустовской, еще позже – Ташкетской) железной дороги.
Водонапорная башня станции III класса Марычевка (современное название – Заливная) Ташкентской железной дороги построена по тому же проекту, что и башня станции Богатое, но с меньшим количеством кирпичного декора. Деревянный шатер наглухо обшит профлистом, окна кирпичного основания заложены кирпичом, цоколь из тесаного камня окрашен серой фасадной краской.
Водонапорная башня Оренбургской железной дороги, предположительная дата постройки – последняя четверть XIX века. У башни каменный цоколь, кирпичное основание, бревенчатый шатер обшит железом уже после окончания постройки. Восемь граней, через одну декорированных неглубокими нишами с расположенными в них окнами, настоящими с западного и восточного фасадов башни и ложного – с южного фасада, со стороны, противоположной железной дороге.
Водонапорная башня Северных железных дорог. Шесть граней. Деревянный шатер демонтирован, кирпичное основание перекрыто низкой скатной крышей.
Первоначально у башни был деревянный шатер, теперь он демонтирован (вместе с баком), над кирпичным основанием башни сооружена низкая шатровая крыша. Каменный цоколь, в нижней части кирпичного основания – два окна с лучковыми перемычками, оба заложены. Вход в башню – со стороны вокзала, вход в шатер – по внешней металлической лестнице (не сохранилась).
Фото: Евгений Круглов
В 1938 году было начато строительство Механического завода Куйбышевского гидроузла, при заводе также строился рабочий поселок, для водоснабжения которого была возведена водонапорная башня.
Башня построена из керамического кирпича, мощные кирпичные кронштейны поддерживают бетонную площадку, являющуюся основанием шатра. По всей видимости шатер, как и балкон, служивший для перехода из основания башни в галерею вокруг бака, был деревянным.
В 1968 году, после ввода в эксплуатацию новой водонапорной башни, эту башню перестали использовать; в конце девяностых участок с башней был передан РПЦ для строительства храма. После проведенной экспертизы конструкций башню решили оставить, перестроив под колокольню: основание разделили на пять уровней, пробили в кирпичной кладке окна, облицевали мрамором первый этаж. Круглая бетонная плита, перекрывавшая основание башни, была замаскирована широким межэтажным карнизом, сверху надстроены еще два этажа: нижний – офисное помещение, верхний – собственно колокольня; еще выше – островерхая шатровая крыша. Из-за того, что окна в основании растесывались изнутри, а не были предусмотрены первоначальным проектом, их вертикальная соосность несколько нарушена.
После революции колокольни храмов периодически перестраивались в водонапорные башни, а вот колокольня, перестроенная из построенной в советское время водонапорной башни – случай уникальный.
![]() |
![]() |
![]() |
||
Боровск | Ярополец | Оболдино |
Неизвестно, как бы сложилась судьба второй водонапорной башни, если бы ее построили рядом с первой, а не с противоположной стороны отведенной под стадион «Салют» территории.
Фото: Евгений Круглов
На спутниковой фотографии 1966 года видны обе башни: старая – с шатром и новая, еще без шатра. Для новой башни был выбран проект, ранее применявшийся для возведения железобетонных водонапорных башен методом скользящей опалубки. По этому проекту были построены водонапорные башни в Рошале (вторая половина тридцатых годов) и Новомосковске, по несколько упрощенному варианту – послевоенные башни в Ленинграде и Волгограде, а также башни на два бака на предприятиях Челябинска и Барнаула. Кирпичных водонапорных башен известно только две: нарядная оштукатуренная башня в Перми и более скромная башня Мехзавода.
В настоящее время водонапорная башня используется исключительно для размещения антенн операторов сотовой связи. Частые окна в четырех нижних этажах основания пробиты после постройки башни, но еще до того момента, когда деревянные оконные рамы оказались окончательно вытеснены пластиковыми; нарушенная вертикальная соосность роднит эту башню с соседней колокольней православного храма.
![]() |
![]() |
![]() |
||
Рошаль | Санкт-Петербург | Пермь |
Ссылки по теме:
Водонапорная башня с иконки нашего сайта
Водонапорная башня бесшатровая, для осмотра бака на его верхней поверхности предусмотрен ревизионный люк. Естественное освещение башни производится через окно над входной дверью, саму дверь и три маленьких окошка под баком.
Водонапорная башня построена по проекту, типовому для Самаро-Златоустовской (участок Миасс – Челябинск, 1892 г.) и Сибирской (участок Челябинск – Новосибирск, 1896 г.) железных дорог. Кирпичная кладка на известковом растворе не окрашена; сохранился украшенный резьбой деревянный шатер и деревянные оконные переплеты с практически полным остеклением, но утрачена башенка на скатной крыше.
Подобные башни были построены на железнодорожных станциях Курган, Петропавловск, Мариановка, Коченево, Миасс, Мисяш, Бишкиль, Полетаево; характерные особенности – малые свесы скатной крыши, количество и угловая состыковка машикулей на ребрах башни, а также выполненное в одной плоскости с шатром и обрамленное восьмиугольным наличником крупное окно внутренней лестницы, ведущей в галерею вокруг бака; при этом высота шатра может варьироваться в зависимости от высоты (и объема) установленного внутри него бака.
Подробнее: Водонапорная башня Сызранского ликеро-водочного завода
Водонапорная башня станции Толкай (до 1 января 1904 года станция носила название Черкасская) на один бак Самаро-Златоустовской железной дороги. Движение между станциями Кинель и Уфа открылось в сентябре 1888 года, к этому моменту башня уже была построена. Согласно проекту, опубликованному в 1889 году журналом «Зодчий», у водонапорных башен этой линии был каменный цоколь, кирпичное основание, украшенный резьбой деревянный шатер и башенка на крыше. В шатре был установлен клепаный бак со сферическим днищем, подняться в шатер можно было по внешней металлической лестнице.
Фотографии сделаны в ноябре 2019 года, к этому моменту шатер был обшит сайдингом, крыша башни – упрощена до восьмигранной скатной, кирпичная кладка покрыта толстым слоем фасадной краски. Колористическое решение башни соответствует фирменным цветам Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».
Подробнее: Водонапорная башня станции Толкай Самаро-Златоустовской железной дороги
Типовая водонапорная башня Самаро-Златоустовской железной дороги на два бака. Из характерных особенностей башни – несколько иная, чем у башни станции Похвистнево, форма центральной ниши (углубление стены способствовало уменьшению количества строительных материалов и снижению объема кладочных работ, необходимых для устройства внутренней перегородки, поддерживающей баки). Башню (пока еще) обошло своим вниманием ОАО «РЖД», поэтому сохранился деревянный шатер с резными наличниками и старыми оконными переплетами.
Типовая водонапорная башня на два бака Самаро-Златоустовской железной дороги построена в 1888 году. Отличительной особенностью башен данной серии является глухой ступенчатый портал в центральной части каждого из главных фасадов и деревянный шатер с двумя башенками на крыше.
В шатер можно попасть внешней по металлической лестнице, установленной со стороны, противоположной железнодорожным путям (хотя проектом была предусмотрена лестница внутри башни). Вход в нижний ярус башни – через дверь на обращенном к вокзалу торце башни.
Одна из двух бумаговигонепрядильных фабрик Егора Егоровича Шлихтермана (вторая – в поселке Володарского бывшего Ленинского района Московской области), год основания – 1864. По данным на 1914 год число рабочих – 470, годовое производство – 485 000 р., выпускаемая продукция – вигоневая пряжа. После революции и последовавшей за ней национализации – Московская вигоневая фабрика «Краснопрядильщик» в составе треста «Обновленное волокно», несколько лет спустя – Картонажно-ящичная фабрика Моссельпрома. В постсоветское время хозяйственная деятельность прекращена, в 2014 году началось строительство на территории бывшей фабрики ЖК «Резиденция композиторов», проект предполагал частичное сохранение исторических корпусов.
Подробнее: Водонапорная башня снесенной фабрики Шлихтермана на Павелецкой набережной (Москва)
У самого забора Приволжского государственного боеприпасного испытательного полигона стоят две башни. Та, что повыше – бесшатровая, с тремя кольцевыми балконами вокруг бака. Маленькая, с деревянным шатром башня построена по проекту, нередко встречающему на территориях военных объектов (Баковка, Власиха). Шатер этой башни частично разрушен, бак для воды демонтирован.
Фото: Владимир Клещев, Евгений Круглов
Самарская область
Ссылки по теме:
Водонапорная башня Самаро-Златоустовской железной дороги. Проект индивидуальный, но конфигурация типовая – два водоемных бака расположены на одном уровне. На фотографии 2009 года башня еще с деревянным шатром, впрочем, сильно упрощенным после многочисленных переделок.
В 2011 году шатер наглухо зашили васильковым сайдингом; в 2012 году выкрасили в белый кирпичную кладку башни и заменили остатки остекления металлическими листами с рисунком, имитирующим крупную расстекловку. Бело-синее сочетание цветов – фирменный стиль Куйбышевской железной дороги (Димитровград, Ютаза). В таком виде башня простояла несколько лет, это прекрасно прослеживается по панорамам улиц от Яндекса и Гугла.
Винокуренный завод Елизаветы Егоровны Эльтековой в деревне Большие Дворы Рыбинского уезда Ярославской губернии был основан в 1864 году. В 1880 году завод горел; вероятнее всего, главный производственный корпус с водонапорной башней был возведен уже после пожара, в самом конце XIX века.