Водонапорные башни

Водонапорная башня Вологодского льнокомбината

Вологодский комбинат был основан в 1936 году; в свое время предприятие было одним из лидирующих в отрасли по выпуску как льняных тканей, так и изделий из них. В настоящее время производство реконструировано, сейчас здесь выпускаются технические ткани из хлопка и синтетических волокон, а также производится пошив спецодежды для ГК «Восток-Сервис».

Типовая водонапорная башня на два бака Северных железных дорог. Помимо Вологды, подобные башни стояли на таких крупных станциях, как Исакогорка, Няндома, Савёлово. До наших дней дней дошли только башни в Вологде и Няндоме, обе без верхнего, деревянного яруса; башня в Савёлово была снесена относительно недавно, в 2004 году. Нижний ярус вологодской башни сложен исключительно из кирпича, няндомская башня построена с использованием камня.

Водонапорная башня череповецкой «Северстали»

Самая древняя водонапорная башня, ровесница комбината. Было построено несколько башен из сборных железобетонных элементов, осталась только эта, с массивным двухъярусным шатром. Башня стоит в глубине предприятия, на фотографии видна только ее верхняя часть (между градирней и доменной печью). Сейчас «Северсталь» использует башни другого типа, бак в них установлен на металлическом каркасе.

Конструктивистская водонапорная башня на станции Сортавала стоит здесь со времен Великой Отечественной Войны.
The constructivist water tower at Sortavala station has been standing here since the Great Patriotic War.

Водонапорная башня на станции Сортавала /// Water tower at Sortavala station

Прежняя водонапорная башня была взорвана отступающими советскими войсками в 1941 году. Вот снимок (ном. 34776) взорванной башни от 13 августа 1941 года из Финского архива фотографий военного времени «SA-Kuva» 1939-1945 гг.:
The previous water tower was blown up by retreating Soviet troops in 1941. Here is a snapshot (photo No. 34776) of that blown up tower dated August 13, 1941 from the Finnish Wartime Photograph Archive ("Finnish Armed Forces photograph") "SA-Kuva" 1939-1945:

Прежняя водонапорная башня на станции Сортавала, взорванная отступающими советскими войсками /// Former water tower at Sortavala station, blown up by retreating Soviet troops

И в 1942 году финнами построена новая, действующая до настоящего времени.
And in 1942 the Finns built this new tower, which is still in use.

Водонапорная башня на станции Сортавала /// Water tower at Sortavala station

Медовые Лужки – неофициальное название Первой Московской гимназии. Гимназия основана в 1994 году, башня появилась задолго до этого. Гимназия частная и престижная, территория огорожена колючей проволокой (без напряжения).

Водонапорная башня в Рождественском (Тульская область)

Башня на очередной „частной территории“. Силикатный кирпич, бак и крыша отсутствуют.

Ленинский район Тульской области

Кирпичная водонапорная башня в Вологде

Фотографии сделаны летом 2018 года, за полтора года до сноса водонапорной башни.

Первоначально эта башня наполнялась водой из расположенного совсем рядом Красного пруда. Башня в плане имеет квадратное сечение 6х6 сажен. Высота у нее 10,5 сажен. Внутри было размещено два бака для воды. Первый на высоте 5,75 сажен (от дна бака до уровня пола), второй - на высоте 8 сажен. Первоначально на нижнем этаже стояли паровой котел и насос с паровой машиной.

Водонапорная башня у Ленинградского вокзала

Когда был построен Ярославский вокзал, Красный пруд оказался разрезан путями на две части, которые соединялись между собой чугунной трубой. Потом началась застройка соседних городских кварталов. Пруд все более засорялся. Со временем в его воде содержание органических и других примесей стало настолько велико, что вода стала негодной не только для домашнего потребления, но и для питания паровозов.

В 1887 году были начаты работы по бурению двух артезианских скважин, которые были закончены в 1889 году. В 1890 году в соответствии с утвержденным проектом было запущено постоянное водоснабжение станции из этих скважин.

Над скважинами было построено водоподъемное здание, связанное с башней крытым коридором.

Левая, железобетонная башня – более новая, это самый распространенный тип станционных водонапорных башен от Вологды до Архангельска. Правая, с деревянным шатром башня – старше, такие башни на один бак еще стоят на станциях Пундуга (в гранитном исполнении) и Вандыш. Башня с пристройкой-насосной сохранилась в Юрьеве-Польском.

Две водонапорные башни станции Лепша

Фотография сделана из окна поезда, на полном ходу. Эти же башни во всей красе и с подробным рассказом об их железнодорожном прошлом можно найти в публикации Шалакушского краеведческого музея «Лепша станция. Железная дорога Саввы Мамонтова».

Няндомский район Архангельской области

Встроенная водонапорная башня в Сокольниках

Башня находится на территории «Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода» (СВАРЗ) ГУП «Мосгортранс».

Эта башня признана выявленным объектом культурного наследия Москвы: Приказ Департамента культурного наследия города Москвы от 12 июля 2016 г. № 544 «О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, расположенного по адресу: просп. Мира, вл. 98А, стр. 1, в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы».

Водонапорная башня на станции Николаевка


Водонапорная башня на станции Николаевка

Башня находится между платформой Рижская Октябрьской железной дороги и платформой Ржевская Московской. По данным «Очерка эксплуатации Николаевской железной дороги Главным обществом российских железных дорог. 1868 – 1893», изданного в 1894 году, соединительная ветвь Николаевской железной дороги и Московско-Рязанской железной дороги была построена в 1862 году. Движение по ней было открыто в 1863-ем. Соединение имело протяжение 6,533 версты. Из них Николаевской жел. дор. принадлежало 0,383 вер., М.-Рязанской жел. дор. принадлежало 6,150 вер.

В фондах Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника в Москве есть фотография, где запечатлена эта башня в 1930-е годы. Фотография называется «Семья Багровых во дворе своего дома. Рижский вокзал». На деле фотография сделана не у Рижского вокзала, а с того места, где сейчас находится платформа Ржевская. На заднем плане за забором слева направо видны старый Крестовский путепровод 1881 года постройки, водонапорная башня еще без поздней пристройки и справа от нее колокольня церкви на Пятницком кладбище. Форма вентиляционного выхода на крыше отличается от современной.

Фото на сайте «Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации»:

Фото 1030-х годов с водонапорной башней станции Николаевка на заднем плане

Номер в Госкаталоге: 10913339; номер по ГИК (КП): МГОМЗ КП-20490/4; инвентарный номер: ФФ-1013/4.

Дома Тезинской фабрики и Молокозавода. Г. Шуя.

Фотография из фондов Литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта (Шуя), 1965 г.
Номер в Госкаталоге: 14827674; номер по ГИК (КП): ШКМ 2621/2068.

Говорят, было построено около двухсот водонапорных башен системы академика В. Г. Шухова. Некоторые из них даже дожили до нашего времени: одни – практически в полной комплектации, другие – без шатра и бака, от каких-то осталось лишь бетонное кольцо фундамента. Башне в Шуе повезло меньше, в начале девяностых она горела, после чего рухнула (или была обрушена) и сдана на металлолом. Теперь о ее существовании напоминает лишь сровненное с землей бетонное основание.

Бесшатровая водонапорная башня в Серпуховском районе

Наверх, к баку можно попасть только по внешней лестнице. Вокруг самого бака устроено ограждение из стальных прутьев:

Бесшатровая водонапорная башня в Серпуховском районе

Серпуховский район Московской области

Бесшатровая водонапорная башня в окрестностях Бежецка

Бежецкий район Тверской области

Заброшенная водонапорная башня в Костроме

Совсем рядом – Заволжский дом-интернат для престарелых и инвалидов, скорее всего, для его водоснабжения башня и строилась. Сейчас башня заброшена, полуразрушена, трубы и бак давно в чермете.

Заброшенная водонапорная башня в Костроме

Водонапорная башня муромского завода имени Дзержинского

Муромские паровозоремонтные мастерские Казанской железной дороги были построены в 1911–1916 годах; по всей видимости, тогда же была построена и водонапорная башня Якоби.

Популярные метки

Башня Якоби Вид сверху Владимирская область Водонапорная башня Рожновского Водонапорная башня изнутри Вокзал Волоколамский район Встроенная водонапорная башня Горьковская железная дорога Депо Деревянный шатер Дмитровский район Документы Железная дорога Истринский район Каланча Калужская область Клинский район Красногорский район Ленинградская область Ленинский район Москва Московская железная дорога Московская область Наро–Фоминский район Настенный кран Объект культурного наследия Одинцовский район Октябрьская железная дорога Памятник архитектуры Плёночная фотография Подвижной состав железных дорог Подольский район Пушкинский район Раменский район Рузский район Рязано–Уральская железная дорога Рязанская область Санкт–Петербург Серпуховский район Снесенная водонапорная башня Солнечногорский район Сотовая связь Тверская область Тверь Транссиб Тульская область Украденное фото Фабрика Ярославская область