Разное

Трубы вагранок нередко путают с водонапорными башнями Рожновского. Напрасно путают, они совсем разные как по внешнему виду, так и по назначению. Вагранка – шахтная печь для плавки чугуна; как правило, она стоит в помещении цеха, наружу выступает только дымовая труба с колпаком-гасителем.

Павлово-Посадский литейно-механический завод

Варганки Павлово-Посадского литейно-механического завода

Статья Н. Осипова в журнале «Железнодорожное дело», № 31–32 за 1907 г.


Впервые применение дымовых труб, как опоры для водоподъемных баков, было осуществлено профессором Intze.

Идея эта заслуживает полного внимания во-первых потому, что дымовые трубы, имея своей непосредственной целью отведение горячих газов при отоплении паровых котлов или других печей, являются для целей водоснабжения бесплатным сооружением более чем достаточной высоты; во-вторых, устройство это, как будет объяснено ниже, дает возможность использовать выходящие через трубы горящие газы для предохранения воды в баках от замерзания, что у нас в России, в особенности на севере, имеет громадное значение.

В России такие трубы с водонапорными баками устроены на многих заводах, между прочим, на заводе акционерного общества Фельтен и Гильом в Санкт-Петербурге и несколько меньших размеров на заводе «Паровоз» в Варшаве, где это устройство исполнено акционерным обществом «Сирена» (данные общества «Сирена»: вес бака без внешней площадки 380 пудов, вес площадки с кронштейнами 80 пудов, цена со сборкой, но без лесов, с пуда 4 руб. 50 коп.).

Фома Кочура. Постройка фабричных дымовых труб.
Рекламный плакат 1914 г. из фондов Национальной электронной библиотеки

Статья инженера В. Ф. Якоби в журнале «Записки Московского отделения Императорского Русского технического общества», № 4 за 1913 г.


На XII цементном съезде, бывшем в 1908 г. в Москве, я уже имел честь докладывать о построенных мною водонапорных башнях из бетонных пустотелых камней. Так как типы этих башен близко подходят к водоемным зданиях на железных дорогах, то позволяю себе повторить некоторые данные из этого доклада и дополнить их новыми, вновь построенными башнями, водоемными зданиями и фабричными трубами.

При устройстве – на фабриках и заводах – автоматических пожаротушителей (спринклеров) необходимо иметь, на случай возникновения пожара, главным образом в первый его момент, бак, наполненный водой и поставленный на 15 фут. выше конька самой высокой из крыш зданий, обслуживаемых противопожарным устройством, т. е. вода в линии должна быть под напором, и потому водонапорные башни, в зависимости от высоты фабричных корпусов, получаются довольно высокие, от 8,50 до 13 саж.

Вообще емкость этих баков небольшая, около 4-х куб. саж.; но если бак одновременно должен служить и для ежедневных целей – снабжения фабрики водою, то емкость бака получается уже более значительная; так в 1911 г. мною построена башня с баком на 7 кубов.

Главный дом усадьбы Иславское

Главный дом усадьбы Иславское сгорел в 1998 году и больше не восстанавливался.

Напорный резервуар в Медвежьегорске

Функциональный аналог водонапорной башни, железобетонный напорный резервуар расположен на горке возле заброшенного туберкулезного диспансера. Первоначально резервуар был засыпан землей; сейчас сооружение не используется, в стене пробита дверь, внутри свалены строительные материалы:

Напорный резервуар в Медвежьегорске

Фото: Дмитрий Чайзер

Карелия

...В 1930 году у железной дороги, рядом с деревней Ивановское, Тушинский завод № 82 построил бараки и восемь стандартных двухэтажных домов из деревянного бруса. Этот поселок красногорцы почему-то называли Пятисотым. Сейчас от него остались полуразрушенная водонапорная башня и один дом.

Л. В. Веселовский. Виртуальная экскурсия по городу 20–50 х годов


В начале тридцатых (а по другим источникам – в начале сороковых) годов Тушинский Завод № 82 (позднее – завод № 500) построил на северной окраине Красногорска дома для своих сотрудников. Также в поселке была возведена типовая для того времени водонапорная башня – круглое в плане основание из красного кирпича и деревянный шатер. Башня использовалась до середины семидесятых, а потом, в связи с постройкой новых многоэтажных домов, была выведена из эксплуатации и заброшена.

Первое время дверь в башню была закрыта на замок, но со временем за башней перестали следить, и она превратилась в место сбора представителей интеллектуального большинства.

В нулевых, после того как сгорел деревянный шатер, водонапорная башня приобрела совсем уж неприглядный вид. Окончательно ее судьбу решило падение подростка с одного из пролетов внутренней металлической лестницы. Весной 2007 года на сайте городской администрации объявлен конкурс на снос башни, в результате которого подрядчиком выбрано некое ЗАО «Плеяда» (ИНН 5024032956), и башня была демонтирована в самые кратчайшие сроки.

Какое-то время еще сохранялись присыпанные землей бетонные резервуары, но и они исчезли при устройстве очередной пристанционной платной парковки.

Бетонный резервуар у платформы Красногорская

В сборнике «Труды XIV Съезда русских техников и заводчиков по цементному, бетонному и железобетонному делу в Москве, 11, 12, 13, 14 и 15 марта 1912 года» был опубликован доклад инженера Вильяма Якоби «О применении бетонных пустотелых камней к постройке водонапорных башен и дымовых труб».

К сожалению, в сборник не вошли фотографии, демонстрировавшиеся Якоби при чтении этого доклада. Мы нашли изображения всех восьми водонапорных башен, упомянутых в сообщении, и взяли на себя смелость привести здесь данный доклад вместе с найденными фотографиями.

Приведение текста к современной орфографии и подготовка поста: Татьяна Киселева. Пунктуация в тексте соответствует оригиналу.

В августе 2017 года, проходя по Большой Почтовой, в одном из дворов можно было увидеть несколько строений, оставшихся от корпусов Московского ткацко-отделочного комбината.

Снос корпусов Московского ткацко-отделочного комбината на Большой Почтовой

ТЭЦ-8

Градирни ТЭЦ-8

Волгоградский проспект. На переднем плане – корпуса бывшего завода «Клейтук».

Желто-синяя АЗС на окраине Зубцова

Снимок сделан в апреле 2014 года. Через несколько месяцев, в связи с политическими событиями в стране и мире, здание автозаправочной станции было перекрашено:

Зелено-фиолетовая АЗС на окраине Зубцова

Зубцовский район Тверской области

Башня с часами в центре Подольска

Эта четырехногая, напоминающая табуретку, башня с часами установлена в центре Подольска в 2006 году. Часы ходят, причем время на всех четырех циферблатах чуть различается. Говорят, что раз в сутки чудо-часы исполняют гимн Российской Федерации. Местные жители свою башню любят, с удовольствием фотографируются на ее фоне; смешной расцветки башня замечательно смотрится на всевозможной сувенирной продукции, продающейся практически во всех городских магазинах:

Башня с часами в центре Подольска

Московская область

Нарисованная Москва

Словом «водокачка» в народе называют не только водонапорные башни, но и насосные станции:

Белеутово, насосная станция на Пахре

Ленинский район Московской области

В 2009 году «Почта России» выпустила серию из двенадцати марок, посвященную кремлям России. На марках изображены все двенадцать сохранившихся до нашего времени кремлей: Астраханский, Зарайский, Казанский, Коломенский, Ростовский, Нижегородский, Новгородский, Псковский, Московский, Рязанский, Тобольский, Тульский.

Астраханский кремль:

Марка «Астраханский кремль»

Ярополецкая ГЭС

Ярополецкая ГЭС была построена в 1920 году, взорвана немцами в 1941-ом; в послевоенные годы ГЭС была восстановлена уже как памятник истории.

Градирни Троицкого института инновационных и термоядерных исследований

Также на территории Троицкого института инновационных и термоядерных исследований есть газгольдеры:

Газгольдеры Троицкого института инновационных и термоядерных исследований

Троицк, Новая Москва

Немного позитива от ООО «КРРОС» – предприятия, специализирующегося на убое крупного рогатого скота:

Рисунки на стенах мясокомбината КРРОС: общий вид

Популярные метки

Башня Якоби Вид сверху Водонапорная башня Рожновского Водонапорная башня изнутри Вокзал Волоколамский район Встроенная водонапорная башня Горьковская железная дорога Депо Деревянный шатер Дмитровский район Документы Железная дорога Забайкальский край Истринский район Каланча Калужская область Клинский район Красногорский район Ленинградская область Ленинский район Москва Московская железная дорога Московская область Наро–Фоминский район Настенный кран Объект культурного наследия Одинцовский район Октябрьская железная дорога Памятник архитектуры Плёночная фотография Подвижной состав железных дорог Подольский район Пушкинский район Раменский район Рузский район Рязано–Уральская железная дорога Рязанская область Санкт–Петербург Серпуховский район Снесенная водонапорная башня Солнечногорский район Сотовая связь Тверская область Тверь Транссиб Тульская область Украденное фото Фабрика Ярославская область