Конструктивистская водонапорная башня на станции Сортавала стоит здесь со времен Великой Отечественной Войны.
The constructivist water tower at Sortavala station has been standing here since the Great Patriotic War.

Водонапорная башня на станции Сортавала /// Water tower at Sortavala station

Прежняя водонапорная башня была взорвана отступающими советскими войсками в 1941 году. Вот снимок (ном. 34776) взорванной башни от 13 августа 1941 года из Финского архива фотографий военного времени «SA-Kuva» 1939-1945 гг.:
The previous water tower was blown up by retreating Soviet troops in 1941. Here is a snapshot (photo No. 34776) of that blown up tower dated August 13, 1941 from the Finnish Wartime Photograph Archive ("Finnish Armed Forces photograph") "SA-Kuva" 1939-1945:

Прежняя водонапорная башня на станции Сортавала, взорванная отступающими советскими войсками /// Former water tower at Sortavala station, blown up by retreating Soviet troops

И в 1942 году финнами построена новая, действующая до настоящего времени.
And in 1942 the Finns built this new tower, which is still in use.

Водонапорная башня на станции Сортавала /// Water tower at Sortavala station

Станция железной дороги появилась в городе Сердоболь (будущей Сортавале) в 1893 году. Тогда же были построены веерное паровозное депо с поворотным кругом и деревянное пассажирское здание.
A railway station appeared in Serdobol (future Sortavala) in 1893. At the same time, locomotive depot (roundhouse) with a turntable and a wooden passenger building were built.

Башня построена в духе ленинградских башен заводов «Красный гвоздильщик» и «Завод им. Козицкого» (обе на Васильевском острове). Ряды окон объединены для создания иллюзии панорамного остекления. Только лишь окна ленинградских башен направлены в одну сторону, а у сортавальской - в две стороны. Башня завода «Красный гвоздильщик», построенная по проекту архитектора Якова Чернихова (фото: Павел Михайлушкин):
The tower was built in the style of the Leningrad towers of the factories "Krasny gvozdilshchik" and "Zavod im. Kozitsky " (both on Vasilievsky Island). Rows of windows are combined to create the illusion of panoramic glazing. But the windows of the Leningrad towers are directed in one direction, and in the Sortavala one - in two directions. Tower of the “Krasny Gvozdilshchik” plant, designed by architect Yakov Chernikhov (photo: Paul Mikhaylushkin):

Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» в Санкт–Петербурге /// Water tower of the “Krasny Gvozdilshchik” plant in Saint–Petersburg

Вид на башню издали позволяет почувствовать, насколько она возвышается над окружающими строениями. Кладка шатра с юго-восточной стороны башни выглядит так, будто была разрушена попаданием снаряда и затем восстановлена. А может быть, это всего лишь эрозия кирпичной кладки после исчезновения водосточной трубы с крыши, что шла по стене с этой стороны шатра...
The view of the tower from a distance allows you to feel how much it rises above the surrounding buildings. The brickwork of the tent on the southeast side of the tower looks like it was destroyed by an artillery shell and then rebuilt. Or maybe it is just the erosion of the brickwork after the disappearance of the drain pipe from the roof that went along the wall on this side of the tent...

Водонапорная башня на станции Сортавала /// Water tower at Sortavala station

Стиль башни относят к авангарду/конструктивизму. Расположение ее окон и опор действительно следует из расположения внутреннего оборудования и подчинено служению ему (проектирование «изнутри наружу», начатое ещё в эпоху стиля модерн).
The style of the tower belongs to the avant-garde/constructivism. The arrangement of its windows and supports really follows from the arrangement of the internal equipment and is subordinated to serving it (design "from the inside to out", begun in the era of the Art Nouveau style).

Башня находится на балансе ОАО «РЖД». Конкретное подчинение башни указано на размещенной здесь же табличке:
The tower is owned by OJSC Russian Railways. The specific subordination of the tower is indicated on the plate located here: Petrozavodsk territorial section of the Oktyabrskaya Directorate for Heat and Water Supply of the Central Directorate for Heat and Water Supply of the Open Joint Stock Company "Russian Railways":

Табличка на двери башни /// Nameplate on the water tower door

На станции находятся действующие гидроколонки для эксплуатирующихся здесь паровозов. Обслуживание паровозов проводят в локомотивном депо Сортавала при участии ремонтных участков других депо. Работа паровозов организована для вождения туристических (коммерческих) поездов на участке ст. Сортавала – ст. Маткаселькя - Горный парк «Рускеала» (участок Маткаселькя – Горный парк «Рускеала» при этом перегоном не является).
The station has operating water cranes (water columns) for steam locomotives operating here. Steam locomotives are serviced at the Sortavala locomotive depot with participation of repair sections at other depots. The work of steam locomotives is organized for driving tourist (commercial) trains on the section Sortavala station - Matkaselka station - Ruskeala Mountain Park (Ruskeala Mountain Park is only the platform at the end of the driveway).

Грузовой паровоз ЛВ-522 постройки 1956 года и башня:
Freight steam locomotive LV-522 built in 1956 and the tower:

Грузовой паровоз ЛВ-522 на станции Сортавала /// Freight steam locomotive LV-522 at Sortavala station

Между прочим, на снимке последний выпущенный в СССР грузовой паровоз широкой колеи.
By the way, the picture shows the last wide gauge freight steam locomotive produced in the USSR.

Экипировка паровоза водой из одной из гидроколонок:
Equipping the steam locomotive with water from one of the water cranes (water columns):

Экипировка паровоза водой из одной из гидроколонок /// Equipping the steam locomotive with water

Автору снимков повезло ознакомиться с башней изнутри.
The author of the photos was lucky to see the inside of the tower.

Проход между стеной шатра и баком для подъёма к решеткам, расположенным поверх баков:
Passage between the wall and the tank for lifting to the grating above the tanks:

Проход для подъема к верхним частям баков /// Passage for lifting to the top of the tanks

Второй ряд окон освещает баки в верхней части:
The second row of windows illuminates the tanks at the top:

Второй ряд окон освещает баки в верхней части /// The second row of windows illuminates the tanks at the top

Первоначально подача воды в башню была организована из одного из озёр. Сейчас воду берут из городского водопровода.
Initially, the water supply to the tower was organized from one of the lakes. Now water is taken from the city water supply.

Сверху баки частично перекрыты решетками, так что есть возможность увидеть поверхность воды:
On top, the tanks are partially covered with grates, so that it is possible to see the surface of the water:

Сверху баки частично перекрыты решетками, так что возможно увидеть поверхность воды /// On top, the tanks are partially covered with grates, so that it is possible to see the surface of the water

Нижний ряд окон освещает пространство под баками, где следует освещать трубы с вентилями. В центре снимка – грязевая труба с перекрытым краном к переливной трубе.
The lower row of windows illuminates the space under the tanks, where it is necessary to illuminate the pipes with valves. In the center of the picture is a mud pipe with a closed tap to the overflow pipe.

Пространство под баками /// The space under the tanks

Баки стальные клепаные со сферическим днищем.
We see riveted steel tanks with spherical bottoms.

Баки стальные клепаные со сферическим днищем /// The space under the tanks

Каждый бак имеет по низу кольцо из балки, которым опирается на верхние концы колонн (в том числе и тех, что так привлекают внимание снаружи).
Each tank has a ring from a beam at the bottom, which rests on the upper ends of the columns (including those that so attract attention from the outside).

Баки стальные клепаные со сферическим днищем /// Riveted steel tanks with spherical bottoms

Видны заклёпки листов бака:
The rivets of the tank sheets are visible:

Видны заклёпки листов бака /// The rivets of the tank sheets are visible

Симметрия башни следует из того, что она имеет два водяных бака на одном уровне.
The symmetry of the tower follows from the fact that it has two water tanks at the same level.

Пространство под баками /// The space under the tanks

Средняя «опора» башни - помещение для персонала, лестниц и многочисленных труб.
The middle "pillar" of the tower is the staff quarters, space for stairs and numerous pipes.

Лестница до перекрытия под баками /// Ladder to the ceiling under the tanks

Вид сверху вниз: из открытой входной двери идет солнечный свет, трубы и цилиндры красного цвета – система отопления. Окна на дальней стене обращены на северо-восток.
Top-down view: sunlight is coming from the open front door, red pipes and red cylinders are the heating system. The windows on the far wall face northeast.

Вид сверху вниз /// Top-down view

Вид снизу вверх: слева видна общая опора двух баков, соединенная со стенами кирпичным заполнением. Эта опора делит помещение на две части – одна видна на этом снимке, а в другой находится лестница наверх.
Bottom-up view: on the left, the common support of the two tanks is visible, connected to the walls by brick filling. This support divides the room into two parts - one is visible in this picture, and the other is a staircase upstairs.

Вид снизу вверх /// Bottom-up view

Каждый бак опирается на пять индивидуальных опор и одну общую опору с соседним баком. Снаружи видны с каждой стороны по три опоры, поддерживающие помещение каждого бака. И еще четыре опоры создают четыре из восьми плоскостей стен центрального объема здания. Промежутки между внутренними железобетонными опорами заполнены кирпичной кладкой и оштукатурены снаружи. Опоры расположены по окружностям с шагом 60 градусов. Схема расположения опор баков показана ниже:
Each tank is supported by five individual supports and one common support with an adjacent tank. From the outside, three supports are visible on each side, supporting the room of each tank. And four more pillars create four of the eight planes of the walls of the central volume of the building. The gaps between the internal reinforced concrete supports are filled with brickwork and plastered on the outside. The supports are located in circles in 60 degree increments. The layout of the tank supports is shown below:

Схема расположения опор башни /// The layout of the tower supports

Башня в лучах солнца:
The tower in the sun:

Башня в лучах солнца /// The tower in the sun

Верхушка башни. Видны желоба для слива воды с крыши.
Top of the tower. Roof drainage gutters are visible.

Верхушка башни /// Top of the tower

Авторство архитектурного решения приписывают финскому архитектору Ярлу Викингу Унгерну (фин. Jarl Viking Ungern, 20 октября 1888 г. - 3 мая 1974 г.).
The authorship of the architectural solution is attributed to the Finnish architect Jarl Viking Ungern (October 20, 1888 - May 3, 1974).

Фото башни с самого популярного ракурса /// Photo 
of the tower from the most popular angle

Пассажирское здание станции Сортавала, вмещающее пост централизации, уже современное. Открыто в начале 2000-х:
The passenger building of Sortavala station, which houses a signal box, is already modern. Opened in the early 2000s:

Пассажирское здание станции Сортавала /// The passenger building of Sortavala station

Фото: Дмитрий Колесников.
Photo: Dmitry Kolesnikov.

Схема: Павел Михайлушкин.
Layout: Paul Mikhaylushkin.


Башня такой архитектуры не единственная на свете. Вторая известная находится на территории Финляндии на железнодорожной станции Тойяла (фин. Toijala) и имеет сейчас шатровую кровлю. Третья – на станции Рийхимяки (фин. Riihimäki), возможно 1936 года постройки. Четвертая – в городе Пиексямяки (фин. Pieksämäki), упоминается 1945 год постройки. Пятая - на станции Оулу (фин. Oulu). Не исключено, что это уже 1950-й год. Некоторые башни приросли пристройками на крышах, имеются различия в числе входных дверей, наличии водосточной трубы с крыши и внешней лестницы.
The tower of such architecture is not the only one in the world. The second known one is located in Finland at the Toijala railway station and now has a hipped roof. The third is at the Riihimäki station, possibly built in 1936. The fourth is in Pieksämäki, built in 1945. The fifth is at Oulu station. It is possible that it was built in 1950. Some towers have superstructures on the roofs, there are differences in the number of entrance doors, the presence or absence of a downpipe from the roof and external steps to the tanks.

Такая конструкция башен настолько полюбилась скандинавским строителям, что появились подобные башни без скругленных фасадов и не прямоугольные, а квадратные в плане. Пример – башни в Рауме (фин. Rauma) и Хапаранде (швед. Haparanda).
Scandinavian builders were so fond of this design of towers that later similar towers appeared without rounded facades and not rectangular, but square in plan. Examples are the towers at Rauma (Finland) and Haparanda (Sweden).


О том, как выглядела прежняя, взорванная, водонапорная башня, можно узнать из этого снимка на сайте www.sortavala.fi. Башня помечена номером 8:
You can learn how the old blown-up water tower looked like in this picture from the website www.sortavala.fi. The tower is marked with number 8:

Железнодорожная водонапорная башня станции Сортавала. Снимок от 18 июня 1932 г. с сайта www.sortavala.fi /// Railway water tower of Sortavala station. Photo from June 18, 1932 from www.sortavala.fi.

Находилась башня на том же участке, что и современная. На снимке из этого альбома она видна в левом нижнем углу рядом с веерным депо:
The tower was located on the same site as the modern one. In a shot from this album the tower is visible in the lower left corner next to the locomotive depot (roundhouse):

Железнодорожная водонапорная башня станции Сортавала. Снимок от 18 июня 1932 г. с сайта www.sortavala.fi /// Railway water tower of Sortavala station. Photo from June 18, 1932 from www.sortavala.fi.

Республика Карелия, г. Сортавала.
Sortavala, Republic of Karelia, Russia.

Текст: Павел Михайлушкин.
Article: Paul Mikhaylushkin.

Популярные метки

Башня Якоби Вид сверху Владимирская область Водонапорная башня Рожновского Водонапорная башня изнутри Вокзал Волоколамский район Встроенная водонапорная башня Горьковская железная дорога Депо Деревянный шатер Дмитровский район Документы Железная дорога Истринский район Каланча Калужская область Клинский район Красногорский район Ленинградская область Ленинский район Москва Московская железная дорога Московская область Наро–Фоминский район Настенный кран Объект культурного наследия Одинцовский район Октябрьская железная дорога Памятник архитектуры Плёночная фотография Подвижной состав железных дорог Подольский район Пушкинский район Раменский район Рузский район Рязано–Уральская железная дорога Рязанская область Санкт–Петербург Серпуховский район Снесенная водонапорная башня Солнечногорский район Сотовая связь Тверская область Тверь Транссиб Тульская область Украденное фото Фабрика Ярославская область