Первоначально эта башня наполнялась водой из расположенного совсем рядом Красного пруда. Башня в плане имеет квадратное сечение 6х6 сажен. Высота у нее 10,5 сажен. Внутри было размещено два бака для воды. Первый на высоте 5,75 сажен (от дна бака до уровня пола), второй - на высоте 8 сажен. Первоначально на нижнем этаже стояли паровой котел и насос с паровой машиной.
Когда был построен Ярославский вокзал, Красный пруд оказался разрезан путями на две части, которые соединялись между собой чугунной трубой. Потом началась застройка соседних городских кварталов. Пруд все более засорялся. Со временем в его воде содержание органических и других примесей стало настолько велико, что вода стала негодной не только для домашнего потребления, но и для питания паровозов.
В 1887 году были начаты работы по бурению двух артезианских скважин, которые были закончены в 1889 году. В 1890 году в соответствии с утвержденным проектом было запущено постоянное водоснабжение станции из этих скважин.
Над скважинами было построено водоподъемное здание, связанное с башней крытым коридором.
Фото: Татьяна Киселёва, Рустам Садретдинов
Расположение водяного бака и планировка башни станции Москва I класса Николаевской ж. д. приведены в «Альбоме чертежей сооружений российских железных дорог, 1872 год»:
Фото башни без надстройки из книги «Постройка и эксплуатация Николаевской железной дороги. (1842-1851-1901 гг.) Краткий исторический очерк. Санкт-Петербург, 1901 г.»:
2020 год. Башня всё еще продается на авито, внутри – убогий ремонт и неряшливые арендаторы, а несмышленные дизайнерки-архитекторки плодят рендеры „реновации водонапорной башни“... Впрочем, не будем о грустном, полюбуемся на башню сверху:
Ближнее к нам ребро башни заканчивается дымовой трубой:
Было депо циркульное, а стало веерное:
Фото: Григорий Киселев
Ссылки по теме: