Старая водонапорная башня (ориентировочная дата постройки – девяностые годы XIX века) – одна из немногих башен Рязанско-Уральской железной дороги, у которой сохранилась первоначальная форма крыши. Похожую башню (но в худшем состоянии) можно увидеть на станции Москва-Товарная Павелецкая.
Фрагмент кирпичной кладки. В сообщении горного инженера М.Ф. Шульгина «О водоснабжения города Пензы» упомянуты желтые мергелистые глины, содержащие массу мелких камешков величиною в конопляное зерно и употребляющиеся на выделку кирпича. В этих глинах встречаются кости крупных послетретичных животных
.
Надпись на табличке, помещенной на дверью башни:
ОАО „РЖД“. Водонапорная башня ст. Пенза-3. Построена в 1896 году с целью заправки паровозов водой
.
Башня на фотографии из фондов Пензенского государственного краеведческого музея:
Дворжанский А.И. Вокзал, станция Пенза-3. Водонапорная башня, 1980-е гг.
Номер в Госкаталоге: 41476839; номер по КП (ГИК): ПГКМ КП-14448/30.
Новая водонапорная башня была построена в конце сороковых – начале пятидесятых годов XX века, несколько лет назад деревянный шатер был заменен на металлическую обшивку.
Фото: А. Г. Иоффе
Фрагмент кирпичной кладки:
Вокзал станции Пенза-III:
Ссылки по теме:
- 22.05.20. В Пензе мэрии пришлось взять на учет старинную водонапорную башню
- Приказ Департамента Пензенской области по охране памятников истории и культуры от 28.12.2022 № 310-ОД «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения „Водонапорная башня ж/д ст. Пенза-3“ (Пензенская область, г. Пенза, ж/д ст. Пенза-3)»