Эта водонапорная башня построена по проекту, получившему наибольшее распространение в 1960–1970 годах: керамический кирпич, мощное бетонное основание шатра, ряд длинных низких окон в его верхней части. Крыша отсутствует, верхние ряды кладки шатра повреждены, кое-где видна стальная проволока, армирующая кирпичную кладку. В основании башни четыре ряда вертикальных ряда окон; ряд, выходящий на железную дорогу, заложен кирпичом, в окнах боковых рядов сохранились остатки деревянных рам.
Интересной особенностью данной башни является пристроенный по всей высоте основания тамбур, сложенный из вторично используемого красного кирпича со следами раствора и силикатного кирпича. Тамбур находится со стороны, противоположной железнодорожным путям, примыкая к одному из рядов оконных проемов башни; скорее всего, в тамбуре размещена лестница. Спереди тамбур имеет вертикальный ряд прямоугольных окон, находящихся на одном уровне с соответствующими окнами самой башни, причем верхнее окно тамбура обрывается на трети своей высоты, вровень с плоской крышей пристройки. В окнах частично сохранились деревянные рамы того же типа, что и в окнах основания башни; между первым и вторым окнами тамбура висит выгоревшее объявление о продаже здания.
Фото: Евгений Круглов, 2023 г.
Водонапорная башня является выявленным объектом культурного наследия. Согласно информации, размещенной на сайте «Культурное наследие Самарской области», башня построена в 1900 году:
На станции Кинель было еще две водонапорных башни. Одна из них, цилиндрическая кирпичная башня с синей крышей, стояла на территории станции и была снесена 2021– 2022 годах:
Фото: Татьяна Киселева, 2021 г.
Еще одна башня – построенное одновременно с Самаро-Златоустовской дорогой водоемное здание на два бака; похожие башни до сих пор стоят на станциях Похвистнево и Подбельская. Эту башню снесли в конце XX века, ее фотографий не сохранилось. Чертеж башни и ее местоположение можно увидеть здесь.
Сохранился вокзал времен постройки железной дороги:
Вокзал был построен по тому же проекту, что и вокзал станции Похвистнево, однако позднее был увеличен: с обоих торцов здания были симметрично пристроены дополнительные помещения.
Фото: Евгений Круглов, 2023 г.
Вокзал на фотографии в старом альбоме:
Станция III класса Кинель – начало Самаро-Златоустовской железной дороги. 1885–1890 гг. Новосибирский государственный краеведческий музей. Номер в Госкаталоге: 14540205; номер по КП (ГИК): НОКМ ОФ-18113/2.
Кинельский район Самарской области
Ссылки по теме: