Московская окружная железная дорога, водоемное здание на станции Черкизово, 1903–1917 гг.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Номер в Госкаталоге: 26173749; номер по КП (ГИК): ГМИ СПб 363248/282.
Типовое водоемное здание Московской Окружной железной дороги на два бака (на 8 куб. саж. каждый). Таких зданий на МОЖД было пять: Андроновка, Лихоборы, Пресня, Угрешская и Черкизово; сохранилась „ровно половина“: Лихоборы, Угрешская, Пресня. Известно две фотографии башни станции Черкизово: дореволюционная, вошедшая в «Альбом Московской Окружной железной дороги» (1908), и фотография 1926 года, где башня попала в кадр почти случайно.
Строительство железнодорожной ветки у станции Черкизово, 1926 г.
Музей Москвы. Номер в Госкаталоге: 18041551; номер по ГИК (КП): ММ ОФ-30009/982.
Один из двух постов централизации станции Черкизово (оба поста давно снесены):
Строительство железнодорожной ветки у станции Черкизово, 1926 г.
Музей Москвы. Номер в Госкаталоге: 18041528; номер по ГИК (КП): ММ ОФ-30009/985.
Снова пост централизации:
Строительство водопровода в Черкизово, 1937 г.
Музей Москвы. Номер в Госкаталоге: 54674223; номер по ГИК (КП): ММ ОФ-35822/186.
Водонапорную башню взорвали в 1985 году. В газете «Вечерняя Москва» были опубликованы две заметки, посвященные этому событию, обе написала Нелли Маринич:
Площадка для метростанции
Водонапорная 24-метровая башня — «старожил» Черкизово. Построили ее еще до революции, тогда же, когда возводилась и станция Черкизово окружной железной дороги.
Давно уже отпала надобность в этом сооружении — по окружному отделению Московской железной дороги нынче ходят тепловозы. Однако на какой-то период строители столицы для башни нашли работу — она была геодезическим пунктом привязки на местности. И все же башня стала «безработной». Сегодня запланирован ее взрыв.
— То, что наши специалисты появились у подножия башни, вызвано необходимостью, — рассказал корреспонденту «Вечерней Москвы» начальник специализированного управления треста «Союзвзрывпром» Б. Бурков. — Ведь именно на этом месте проектом предусмотрена станция метро «Черкизовская», строительство которой уже началось.
Больше месяца мы готовили сегодняшний взрыв. Такой большой срок вызван особой сложностью работ. Хотя близко нет жилых домов, в «опасную» стометровую зону попадают, например, железнодорожные склады, рядом проходит сама колея. А самое главное — в нескольких метрах от башни под землей находится водовод, снабжающий жилые кварталы водой. Чтобы он не ощутил и малейшего колебания от взрыва, пришлось провести специальные расчеты.
Перед тем как прозвучит команда «Взрыв!», будут на короткое время отключены проходящие рядом коммуникации. Заслонки перекроют трубы с газом, водой. Работники управления должны уложиться в те минуты, что отпущены им железнодорожниками.
Утром была завершена вся подготовка. Старший прораб участка А. Селявин, возглавляющий операцию, даст команду, будет нажата кнопка взрывного механизма — и башня упадет. Пожалуй, слово «упадет» здесь не совсем уместно: 24-метровая махина аккуратно ляжет на то место, которое предусмотрено взрывниками...
«Вечерняя Москва», № 83, 10 апреля 1985 г.
Операция «Взрыв»
Сегодня начинается разборка взорванной вчера водонапорной башни в Черкизове.
О подготовке этой операции сообщалось во вчерашнем номере «Вечерней Москвы». Сооружение, построенное в 1907 году для заправки водой из реки Серебрянки паровозов и снабжения железнодорожной станции Черкизово, а также населения водой, отжило свой срок. На месте башни будет построена станция метро.
Вчера ровно в три часа пополудни железнодорожники сообщили специалистам управления треста «Союзвзрывпром»: даем «окно». B течение 30 минут по графику через станцию не проследует ни один поезд. Тут же были перекрыты заслонки труб коммуникаций, идущих в непосредственной близости от башни.
По команде «Взрыв» взрывник В. Чистяков нажал на кнопку взрывной машинки. Раздался глухой, мощный звук, на миг перекрывший все городские шумы. Башня вздрогнула и на миг замерла, а затем начала оседать, разрушаясь на глыбы.
Когда пыль рассеялась и точно в срок по железной дороге промчался первый поезд, мы подошли поближе и увидели на месте башни груду кирпичей.