Первоначально у башни был деревянный шатер, теперь он демонтирован (вместе с баком), над кирпичным основанием башни сооружена низкая шатровая крыша. Каменный цоколь, в нижней части кирпичного основания – два окна с лучковыми перемычками, оба заложены. Вход в башню – со стороны вокзала, вход в шатер – по внешней металлической лестнице (не сохранилась).

Водонапорная башня станции Грачевка

Движение по Оренбургской железной дороге было открыто в январе 1877 года; в январе 1893 года частная дорога перешла в казну, в марте 1893 года – была передана казенной Самаро-Златоустовской железной дороге; с января 1905 года участок Кинель – Оренбург вошел в состав вновь образованной казенной Ташкентской железной дороги.
Скорее всего, на момент постройки Оренбургской железной дороги типовыми были прямоугольные водоемные здания с деревянным шатром и настенным краном (Неприк, Котлубанка, Погромное, Тоцкая, Сорочинская, Новосергиевская, Переволоцкая, Каргала), менее распространены два типа восьмигранных водонапорных башен – со сложной формы ступенчатым карнизом (Богатое, Заливная) и с крупными, по одной на грань, машикулями (Гамалеевка, Платовка, Сырт). Тип, к которому относится башня на станции Грачевка, на участке Кинель – Оренбург представлен в единственном экземпляре, зато таких башен много на участке Оренбург – Ташкент (Маячная, Илецк, Чашкан), что позволяет предположить, что данная водонапорная башня была построена в то время, когда станция уже относилась к Ташкентской железной дороге (т. е. после 1905 года).

Водонапорная башня станции Грачевка

Кирпич с клеймом «ЗИЦ» бузулукского кирпичного завода Ивана Тимофеевича Цигашкова:

Водонапорная башня станции Грачевка, фрагмент кладки с клейменым кирпичом

Нивелирная марка № 264 Волжского геолого-гидро-геодезического управления (1934 г.):

Водонапорная башня станции Грачевка, нивелирная марка

Фото: Евгений Круглов

Село Александровка, Кинельский район Самарской области



Ссылки по теме:

Популярные метки

Башня Якоби Бетонный бак Вид сверху Водонапорная башня Рожновского Водонапорная башня изнутри Вокзал Волоколамский район Встроенная водонапорная башня Геодезический репер Депо Деревянный шатер Дмитровский район Документы Железная дорога Истринский район Каланча Калужская область Классификация Клепаный бак Красногорский район Ленинградская область Ленинский район Москва Московская железная дорога Московская область Наро–Фоминский район Настенный кран Объект культурного наследия Одинцовский район Октябрьская железная дорога Памятник архитектуры Плёночная фотография Подвижной состав железных дорог Подольский район Пушкинский район Рузский район Рязанская область Рязанско–Уральская железная дорога Самарская область Санкт–Петербург Снесенная водонапорная башня Солнечногорский район Тверская область Тверь Транссиб Тульская область Украденное фото Фабрика Шухов Ярославская область