Первоначально у башни был деревянный шатер, теперь он демонтирован (вместе с баком), над кирпичным основанием башни сооружена низкая шатровая крыша. Каменный цоколь, в нижней части кирпичного основания – два окна с лучковыми перемычками, оба заложены. Вход в башню – со стороны вокзала, вход в шатер – по внешней металлической лестнице (не сохранилась).
Движение по Оренбургской железной дороге было открыто в январе 1877 года; в январе 1893 года частная дорога перешла в казну, в марте 1893 года – была передана казенной Самаро-Златоустовской железной дороге; с января 1905 года участок Кинель – Оренбург вошел в состав вновь образованной казенной Ташкентской железной дороги.
Скорее всего, на момент постройки Оренбургской железной дороги типовыми были прямоугольные водоемные здания с деревянным шатром и настенным краном (Неприк, Котлубанка, Погромное, Тоцкая, Сорочинская, Новосергиевская, Переволоцкая, Каргала), менее распространены два типа восьмигранных водонапорных башен – со сложной формы ступенчатым карнизом (Богатое, Заливная) и с крупными, по одной на грань, машикулями (Гамалеевка, Платовка, Сырт). Тип, к которому относится башня на станции Грачевка, на участке Кинель – Оренбург представлен в единственном экземпляре, зато таких башен много на участке Оренбург – Ташкент (Маячная, Илецк, Чашкан), что позволяет предположить, что данная водонапорная башня была построена в то время, когда станция уже относилась к Ташкентской железной дороге (т. е. после 1905 года).
Кирпич с клеймом «ЗИЦ» бузулукского кирпичного завода Ивана Тимофеевича Цигашкова:
Нивелирная марка № 264 Волжского геолого-гидро-геодезического управления (1934 г.):
Фото: Евгений Круглов
Село Александровка, Кинельский район Самарской области
Ссылки по теме: