Водонапорная башня с насосной станций образца 1870 года была снесена в феврале 2019 года. Водонапорная башня на один бак была последним сохранившимся зданием такого типа на всей железной дороге, от Москвы до Бреста.
Фото: Валентин Кондратьев
Первая фотография была сделана в сентябре 2006 года. Башни Белорусского направления тогда только-только выкрасили в светло-зеленый. Более ранние, до покраски, фотографии башни найти не удалось.
Башня в марте 2011 года:
Сохранился крепеж крана для заправки паровозов:
2015 год, башня плотно окружена торговыми палатками:
Весной 2016 года в интернете появилось объявление о продаже этой башни за 5 000 000 рублей:
К концу 2017 года вещевой рынок, много лет работавший у вокзала, был ликвидирован. Это совпало с перекраской принадлежащих железной дороге водонапорных башен из светло-зеленого в корпоративный серый цвет. Получилось мрачно и неряшливо.
Башня в декабре 2017 года, вид с привокзальной площади:
Фото: Андрей Семёнов
Пока рынок работал, торговцы хранили в бывшей водонапорной башне товар. Внутри сделали металлическую лестницу и межэтажные перегородки из профнастила, бак демонтировали. После ликвидации рынка башня стояла открытой, в ней поселились бомжи. Так выглядела водонапорная башня изнутри до пожара:
Фото: Андрей Семёнов
Пожар случился в конце января 2018 года. Как рассказал нам очевидец, живущий в десятке метров от башни, один из ее обитателей пошел на третий этаж искать шапку, было темно, светил зажженной газетой, газета упала на матрас, начался пожар... На этот раз пожарные успели вовремя, башня серьезно не пострадала.
Башня в январе 2018 года:
Оконный проем со стороны железной дороги заложен бетонными блоками:
Водонапорная башня со стороны города, на переднем плане – водоподъемное здание:
Зарешеченное окно на уровне второго этажа прорублено относительно недавно; видны следы недавнего пожара:
Шатер водонапорной башни сложен из бетонных блоков. Из таких же блоков выложены верхние части башен в Кубинке и Голицыно (у башни станции Можайск верх кирпичный). Деревянный шатер до последнего сохранялся лишь у пристанционной башни в Голицыно (снесена в 2006 году).
Пропорции и расположение дверцы в шатре соответствуют первоначальному варианту; сколько лет дверным петлям – неизвестно:
До пожара вход в башню был просто прикрыт (аналогично входу в водоподъемное здание), на момент съемки дверной проем заколотили свежим листом фанеры:
Интерьеры башни после пожара; посредственное качество фотоснимка обусловлено сложными условиями съемки:
Чертеж типовой башни из «Альбома чертежей общего расположения путей, зданий и мостовых сооружений существующих в России железных дорог» 1872 года:
Водоподъемное здание построено по типовому проекту, подобные (отдельно стоящие) здания сохранились на станциях Голицыно и Кубинка.
Со стороны, где была более поздняя пристройка, кирпичная стена чудом избежала покраски. Известковый раствор, верстовая перевязка:
Водоподъемное здание изнутри:
В приямке сохранились остатки насосного оборудования:
20 февраля 2019 года начался снос водонапорной башни
22 февраля, третий день сноса:
Фото: Татьяна Киселёва
Фото: Валентин Кондратьев, 24 февраля 2019 года
Фото: Валентин Кондратьев, 2 марта 2019 года
Одинцовский район Московской области
На сайте "Facebook" сообщество "Московское областное отделение ВООПИиК" без ведома сотрудников нашего сайта и без согласия и указания автора разместило 20 февраля 2019 г. фотографию этой водонапорной башни из нашей статьи в заметке «SOS! РЖД сносит водонапорную башню на станции Одинцово»:
Часть текста публикации в «Фейсбуке» почему-то очень схожа с текстом нашей статьи, а для остальных семи иллюстраций их авторы почему-то добросовестно указаны.
Ссылки по теме:
- Московско-Смоленская железная дорога. 1860-е гг.
- Сборник сведений о железных дорогах в России Состояние сети железных дорог к 1 января 1868 г.; Выводы службы железных дорог в 1866 и 1867 гг.
- Сборник сведений о железных дорогах в России Высочайшие повеления, указы Правительствующего сената, министерские постановления и другие официальные документы по железным дорогам; Отд. 2. Разные сведения о железных дорогах (1868-1869)
- Сборник сведений о железных дорогах в России Высочайшие повеления, указы Правительствующего сената, министерские постановления и другие официальные документы по железным дорогам; Отд. 2. Разные сведения о железных дорогах (1868-1869)
- Устав Общества Московско-Смоленской железной дороги, 1870.
- Волгунов, И. И. Альбом чертежей общаго расположения путей, зданий и мостовых сооружений существующих в России железных дорог. - Москва : Печатня С. П. Яковлева, 1872.
- Сборник сведений о железных дорогах в России. - Санкт-Петербург : Стат. отд. М-ва путей сообщения, 1867-1875.
- Краткое описание станции Москва Московско-Брестской железной дороги [Текст] / [сост.: помощник начальника сл. движения инженер А. Тухин]. - Москва : Т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1898.
- Иллюстрированный путеводитель по Александровской железной дороге (Московско-Брестской), 1912.
- Белогурова Т.А. Биография дорог: Москва–Брест
- Л.Н. Кекушев. Проект станции "Одинцово" Московско-Брестской железной дороги. 1898-1899 гг.
- Одинцовское краеведение: Одинцово сто лет назад ч.1
- Здание в стиле модерн
- Глава 1. Лев Кекушев. Вопросы без ответов
- Московско-Брестская ж.д. От Смоленска до Бреста в цвете. 80-е годы XIX века
- Старые виды железных дорог
- С.Г. Панченко. Московско-Брестская (Александровская) железная дорога в Бородинских торжествах 1912 г.
- Московско-Брестская железная дорога
- 29 ноября 1871 года открылось движение по железнодорожному направлению Москва – Брест
- Как это было: 145 лет назад открылось движение по ЖД направлению Москва – Брест
- Бетонные кирпичи инженера Цубербиллера
- Участок Москва-Пассажирская-Смоленская — Кубинка I
- 27.01.18. «Типичное Одинцово» требует обратить внимание властей на возможное исчезновение исторической водонапорной башни на станции Одинцово
- 20.02.19. На станции «Одинцово» сносят водонапорную башню
- 21.02.19. Водонапорную башню XIX века в Одинцове начали разбирать из-за строительства МЦД
- 21.02.19. У станции Одинцово сносят водонапорную башню для строительства наземного метро
- 21.02.19. В РЖД опровергли информацию о сносе вокзала в Одинцове под строительство МЦД
- 05.03.19. Башня всё
- 06.03.19. Сотрудники Одинцовского историко-краеведческого музея осмотрели место сноса водонапорной башни у ст. Одинцово на территории РЖД
- 13.05.19. История водонапорной башни в Одинцово