Водонапорная башня с насосной станций образца 1870 года. Водонапорная башня на один бак; это единственное сохранившееся здание такого типа на всей железной дороге, от Москвы до Бреста.

Водонапорная башня станции Одинцово

Фото: Валентин Кондратьев

Первая фотография была сделана в сентябре 2006 года. Башни Белорусского направления тогда только-только выкрасили в светло-зеленый. К сожалению, более ранние, до покраски, фотографии башни найти пока не удалось.

Башня в марте 2011 года:

Водонапорная башня на станции Одинцово

Сохранился крепеж крана для заправки паровозов:

Водонапорная башня на станции Одинцово

2015 год, башня плотно окружена торговыми палатками:

Водонапорная башня на станции Одинцово


Водонапорная башня на станции Одинцово

Весной 2016 года в интернете появилось объявление о продаже этой башни за 5 000 000 рублей:

Объявление о продаже водонапорной башни на станции Одинцово

К концу 2017 года вещевой рынок, много лет работавший у вокзала, был ликвидирован. Это совпало с перекраской принадлежащих железной дороге водонапорных башен из светло-зеленого в корпоративный серый цвет. Получилось мрачно и неряшливо.

Башня в декабре 2017 года, вид с привокзальной площади:

Водонапорная башня станции Одинцово

Фото: Андрей Семёнов

Пока рынок работал, торговцы хранили в бывшей водонапорной башне товар. Внутри сделали металлическую лестницу и межэтажные перегородки из профнастила, бак демонтировали. После ликвидации рынка башня стояла открытой, в ней поселились бомжи. Так выглядела водонапорная башня изнутри до пожара:

Водонапорная башня станции Одинцово, первый этаж

Фото: Андрей Семёнов

Пожар случился в конце января 2018 года. Как рассказал нам очевидец, живущий в десятке метров от башни, один из ее обитателей пошел на третий этаж искать шапку, было темно, светил зажженной газетой, газета упала на матрас, начался пожар... На этот раз пожарные успели вовремя, башня серьезно не пострадала.

Башня в январе 2018 года:

Водонапорная башня на станции Одинцово

Оконный проем со стороны железной дороги заложен бетонными блоками:

Водонапорная башня на станции Одинцово

Водонапорная башня со стороны города, на переднем плане – водоподъемное здание:

Водонапорная башня на станции Одинцово

Зарешеченное окно на уровне второго этажа прорублено относительно недавно; видны следы недавнего пожара:

Водонапорная башня на станции Одинцово

Шатер водонапорной башни сложен из бетонных блоков. Из таких же блоков выложены верхние части башен в Кубинке и Голицыно (у башни станции Можайск верх кирпичный). Видимо, здесь имела место массовая переделка типового проекта. Деревянный шатер до последнего сохранялся лишь у пристанционной башни в Голицыно (снесена в 2006 году).

Водонапорная башня на станции Одинцово

Пропорции и расположение дверцы в шатре соответствуют первоначальному варианту; сколько лет дверным петлям – неизвестно:

Водонапорная башня на станции Одинцово

До пожара вход в башню был просто прикрыт (аналогично входу в водоподъемное здание), на момент съемки дверной проем заколотили свежим листом фанеры:

Водонапорная башня на станции Одинцово

Внутренние интерьеры башни после пожара; посредственное качество фотоснимка обусловлено сложными условиями съемки:

Водонапорная башня на станции Одинцово

Чертеж типовой башни из «Альбома чертежей общего расположения путей, зданий и мостовых сооружений существующих в России железных дорог» 1872 года:


Водоподъемное здание построено по типовому проекту, подобные здания сохранились на станциях Голицыно и Дорохово; водоподъемное здание в Кубинке было снесено в 2016 году.

Чертеж типового водоподъемного здания Московско-Брестской железной дороги


Водоподъемное здание на станции Одинцово


Водоподъемное здание на станции Одинцово


Водоподъемное здание на станции Одинцово

Со стороны, где была более поздняя пристройка, кирпичная стена чудом избежала покраски. Известковый раствор, верстовая перевязка:

Водоподъемное здание на станции Одинцово

Водоподъемное здание изнутри:

Водоподъемное здание на станции Одинцово

В приямке сохранились остатки насосного оборудования:

Водоподъемное здание на станции Одинцово

Одинцовский район Московской области







Ссылки по теме:

Московско-Смоленская железная дорога. 1860-е гг.

Сборник сведений о железных дорогах в России Состояние сети железных дорог к 1 января 1868 г.; Выводы службы железных дорог в 1866 и 1867 гг.

Сборник сведений о железных дорогах в России Высочайшие повеления, указы Правительствующего сената, министерские постановления и другие официальные документы по железным дорогам; Отд. 2. Разные сведения о железных дорогах (1868-1869)

Сборник сведений о железных дорогах в России Высочайшие повеления, указы Правительствующего сената, министерские постановления и другие официальные документы по железным дорогам; Отд. 2. Разные сведения о железных дорогах (1868-1869)

Устав Общества Московско-Смоленской железной дороги, 1870.

Волгунов, И. И. Альбом чертежей общаго расположения путей, зданий и мостовых сооружений существующих в России железных дорог. - Москва : Печатня С. П. Яковлева, 1872.

Сборник сведений о железных дорогах в России. - Санкт-Петербург : Стат. отд. М-ва путей сообщения, 1867-1875.

Краткое описание станции Москва Московско-Брестской железной дороги [Текст] / [сост.: помощник начальника сл. движения инженер А. Тухин]. - Москва : Т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1898.

Иллюстрированный путеводитель по Александровской железной дороге (Московско-Брестской), 1912.


04.2011. Белогурова Т.А. Биография дорог: Москва–Брест

30.04.11. Л.Н. Кекушев. Проект станции "Одинцово" Московско-Брестской железной дороги. 1898-1899 гг.

19.09.11. Одинцовское краеведение: Одинцово сто лет назад ч.1

04.03.13. Здание в стиле модерн

2014. Глава 1. Лев Кекушев. Вопросы без ответов

25.03.14. Московско-Брестская ж.д. От Смоленска до Бреста в цвете. 80-е годы XIX века

08.08.14. Старые виды железных дорог

09.2015. С.Г. Панченко. Московско-Брестская (Александровская) железная дорога в Бородинских торжествах 1912 г.

18.07.16. Московско-Брестская железная дорога

25.11.16. 29 ноября 1871 года открылось движение по железнодорожному направлению Москва – Брест

26.11.16. Как это было: 145 лет назад открылось движение по ЖД направлению Москва – Брест

03.05.17. Бетонные кирпичи инженера Цубербиллера

12.2017. Участок Москва-Пассажирская-Смоленская — Кубинка I

27.01.18. «Типичное Одинцово» требует обратить внимание властей на возможное исчезновение исторической водонапорной башни на станции Одинцово

Популярные метки

Башня Якоби Владимирская область Водонапорная башня Рожновского Водонапорная башня изнутри Вокзал Волоколамский район Встроенная водонапорная башня Депо Деревянный шатер Дмитровский район Документы Железная дорога Забайкальский край Западно–Сибирская железная дорога Истринский район Каланча Калужская область Клинский район Красногорский район Ленинградская область Ленинский район Люберецкий район Москва Московская железная дорога Московская область Наро–Фоминский район Настенный кран Одинцовский район Октябрьская железная дорога Плёночная фотография Подвижной состав железных дорог Подольский район Пушкинский район Раменский район Ржевский район Рузский район Рязано–Уральская железная дорога Рязанская область Санкт–Петербург Серпуховский район Снесенная водонапорная башня Солнечногорский район Сотовая связь Тверская область Тверь Транссиб Тульская область Украденное фото Фабрика Ярославская область