Водонапорная башня депо имени Ильича

Башня в депо Ильича построена по проекту, схожему с тем, по которому построены башни МОЖД (Андроновка, Лихоборы, Пресня, Угрешская и Черкизовская); разница в том, что архитектурные элементы выделены чередованием красного и белого кирпича, а не краской по штукатурке, оконные проемы в средней части башни расположены на всех четырех гранях, остеклены все окна шатра, а верхняя часть башни, помимо зубцов, также декорирована аркатурным поясом.

Водонапорная башня депо имени Ильича

По крайней мере до недавнего времени в башне сохранялись оба цилиндрических клепаных бака.

Водонапорная башня депо имени Ильича

Водонапорная башня и паровоз-памятник ЛВ-0192:

Водонапорная башня депо имени Ильича и паровоз-памятник ЛВ-0192

Фото: Татьяна Киселева

Водонапорная башня депо имени Ильича

Фото: Василий Квитка

Мозаичная стела с В.И. Лениным и большевиками:

Мозаичная стела с В.И. Лениным и большевиками в депо Ильича

Депо имени Ильича на картине, висящей в депо Подмосковная. Время создания – до 2016 года, автор неизвестен:

Депо имени Ильича на картине, висящей в депо Подмосковная

Кажется, в основу полотна легла фотография депо, снятая примерно с этой точки:

Депо имени Ильича на фотографии с квадрокоптера, 2021 год

Веерное паровозное депо:

Веерное паровозное депо у Белорусского вокзала


Веерное паровозное депо у Белорусского вокзала

Угольная яма, ее диаметр примерно совпадает с диаметром паровозного круга:

Угольная яма в депо имени Ильича

Цех экипировки, на фасаде цифра XIII [с Октябрьской революции], что соответствует 1930 году:

Депо имени Ильича, цех экипировки

Справа – построенные в тридцатых годах корпуса моторвагонного депо, сейчас здесь обслуживаются аэроэкспрессы:

Цех обслуживания аэроэкспрессов в депо имени Ильича


Цех обслуживания аэроэкспрессов в депо имени Ильича

Водонапорная башня, вид с северо-запада:

Водонапорная башня депо Ильича, вид с северо-запада

Водонапорная башня, вид с юго-востока:

Водонапорная башня депо Ильича, вид с юго-востока

В окно шатра виден верхний бак башни, он клепаный. Фотографии нижнего бака и интерьеров башни есть в Викимапии.

Верхний ярус водонапорной башни депо имени Ильича


Водонапорная башня депо Ильича

Снесенное ныне пассажирское вагонное депо Москва-Смоленская (1907 год):

Пассажирское вагонное депо Москва-Смоленская

Корпуса бывших мастерских Московско-Брестской железной дороги (с 1912 года – мастерские Александровской железной дороги, с 1927 года – Московский электромашиностроительный завод «Памяти революции 1905 г.», с начала 1990-х – завод «Кросна»). Фотографии с земли были сделаны в 2012–2018 годах, с квадрокоптера – осенью 2021 года.

Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Машинное отделение мастерских. Пресненский Вал, 27, стр. 7; выявленный объект культурного наследия

Машинное отделение мастерских. Пресненский Вал, 27, стр. 7; выявленный объект культурного наследия.

Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Машинное отделение мастерских. Пресненский Вал, 27, стр. 7; выявленный объект культурного наследия

Пресненский Вал, 27, стр. 6; выявленный объект культурного наследия:

Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Цех. Пресненский Вал, 27, стр. 6; выявленный объект культурного наследия


Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Цех. Пресненский Вал, 27, стр. 6; выявленный объект культурного наследия

Заготовительный цех (Пресненский Вал, 27, стр. 4); выявленный объект культурного наследия:

Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Заготовительный цех. Пресненский Вал, 27, стр. 4; выявленный объект культурного наследия

Литейная мастерская (Пресненский Вал, 27, стр. 8); выявленный объект культурного наследия:

Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Литейная мастерская. Пресненский Вал, 27, стр. 8; выявленный объект культурного наследия

Сушильня (Пресненский Вал, 27, стр. 9), не является ОКН:

Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Пресненский Вал, 27, стр. 9


Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Пресненский Вал, 27, стр. 9

Сварочный цех, 1900-е гг. Пресненский Вал, 27, стр. 1; не ОКН:

Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Сварочный цех, 1900-е гг. Пресненский Вал, 27, стр. 1


Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Сварочный цех, 1900-е гг. Пресненский Вал, 27, стр. 1


Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Сварочный цех, 1900-е гг. Пресненский Вал, 27, стр. 1

Слева – Пресненский Вал, 27, стр. 8 (ОКН), справа – Пресненский Вал, 27, стр. 3 (не ОКН):

Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Пресненский Вал, 27, стр. 7 и стр. 8

За трубой – заготовительный цех (Пресненский Вал, 27, стр. 4):

Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Дымовая труба и заготовительный цех  (Пресненский Вал, 27, стр. 4)

В настоящее время дымовая труба снесена.

Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Дымовая труба и заготовительный цех  (Пресненский Вал, 27, стр. 4)

Здание котельной (Пресненский Вал, 27, стр. 10) в процессе сноса:

Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Котельная


Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Котельная


Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Котельная


Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Котельная

Пресненский Вал, 27, стр. 6 и Пресненский Вал, 27, стр. 7. На крыше строения 7 – световой фонарь, ориентированный на северо-восток, световой фонарь на крыше строения 6 – на обе стороны.

Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Пресненский Вал, 27, стр. 6 и Пресненский Вал, 27, стр. 7


Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Пресненский Вал, 27, стр. 6 и Пресненский Вал, 27, стр. 7

На переднем плане – заготовительный цех, позади него котельная (не ОКН!) в состоянии сноса и дымовая труба:

Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Заготовительный цех и котельная


Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Машинное отделение

Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Машинное отделение. Фасады, выходящие на Грузинский Вал и на железную дорогу – разные.

Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Машинное отделение


Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Машинное отделение

Корпуса завода в ноябре 2023 года. Восточная часть территории застраивается многоэтажками от ПИКа; в западной части сохраняются корпуса, большая часть которых уже лишена охранного статуса.

Слева сушильня – Пресненский Вал, 27, стр. 9, (не ОКН):

Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Сушильня

Пристройки к корпусу Пресненский Вал, 27, стр. 6:

Корпуса мастерских Московско-Брестской железной дороги

Круглое кирпичное здание, предположительно КНС (Грузинский Вал, 3, стр. 3):

КНС на территории бывших мастерских Московско-Брестской железной дороги

Бывший пакгауз (Грузинский Вал, 11, стр. 3):

Двухэтажный пакгауз за Белорусским вокзалом

Тверская застава, 5, стр. 9:

Старинное здание промышленного назначения на задворках Белорусского вокзала

Пресненский Вал, 27, стр. 6 и Пресненский Вал, 27, стр. 7. Еще немного, и этот вид будет утрачен.

Корпуса мастерских Московско-Брестской железной дороги

Заготовительный цех и водонапорная башня:

Заготовительный цех мастерских и водонапорная башня депо Ильича

На переднем плане – корпус литейной (Пресненский Вал, 27, стр. 8), серый фасад за ним – инструментальный цех (Пресненский Вал, 27, стр. 3), крупное здание вдали – сварочный цех (Пресненский Вал, 27, стр. 1):

Корпуса мастерских Московско-Брестской железной дороги

Паровоз П36-120, стоявший на постаменте до марта 2013 года:

Водонапорная башня депо Ильича и паровоз П36-120, 2011 г.

Фото: Григорий Киселев, Татьяна Киселева

Эту водонапорную башню можно увидеть на известном плакате «Мешочник – враг транспорта, враг республики» 1920-х годов:

Плакат -Мешочник – враг транспорта, враг республики-

Плакат можно было увидеть в Музее современной истории России в 2017 году на выставке «Железные дороги России: сквозь время и расстояния». Башня крупнее:

Плакат -Мешочник – враг транспорта, враг республики-


Башня на картине из фондов Государственного центрального музея современной истории России:

Щеглов Николай Валерианович. «Забастовка рабочих Брестских железнодорожных мастерских 15 января 1905 г.»

Щеглов Николай Валерианович. «Забастовка рабочих Брестских железнодорожных мастерских 15 января 1905 г.»
Номер в Госкаталоге: 17262281, номер по ГИК (КП): ГЦМСИР ГИК 39704/4.


Светлицкий Валерий Григорьевич. «Завод памяти 1905 года», 1978 г.

Светлицкий Валерий Григорьевич. «Завод памяти 1905 года», 1978 год.
Таганрогский художественный музей; номер в Госкаталоге: 4054957; номер по КП (ГИК): ТХМ КП -837.

Белорусский вокзал, Москва



Ссылки по теме:

Популярные метки

Башня Якоби Бетонный бак Вид сверху Водонапорная башня Рожновского Водонапорная башня изнутри Вокзал Волоколамский район Встроенная водонапорная башня Геодезический репер Депо Деревянный шатер Дмитровский район Документы Железная дорога Истринский район Каланча Калужская область Классификация Клепаный бак Красногорский район Ленинградская область Ленинский район Москва Московская железная дорога Московская область Наро–Фоминский район Настенный кран Объект культурного наследия Одинцовский район Октябрьская железная дорога Памятник архитектуры Плёночная фотография Подвижной состав железных дорог Подольский район Пушкинский район Рузский район Рязанская область Рязанско–Уральская железная дорога Самарская область Санкт–Петербург Снесенная водонапорная башня Солнечногорский район Тверская область Тверь Транссиб Тульская область Украденное фото Фабрика Шухов Ярославская область