Башня в депо Ильича построена по проекту, схожему с тем, по которому построены башни МОЖД (Андроновка, Лихоборы, Пресня, Угрешская и Черкизовская); разница в том, что архитектурные элементы выделены чередованием красного и белого кирпича, а не краской по штукатурке, оконные проемы в средней части башни расположены на всех четырех гранях, остеклены все окна шатра, а верхняя часть башни, помимо зубцов, также декорирована аркатурным поясом.
По крайней мере до недавнего времени в башне сохранялись оба цилиндрических клепаных бака.
Водонапорная башня и паровоз-памятник ЛВ-0192:
Фото: Татьяна Киселева
Фото: Василий Квитка
Мозаичная стела с В.И. Лениным и большевиками:
Депо имени Ильича на картине, висящей в депо Подмосковная. Время создания – до 2016 года, автор неизвестен:
Кажется, в основу полотна легла фотография депо, снятая примерно с этой точки:
Веерное паровозное депо:
Угольная яма, ее диаметр примерно совпадает с диаметром паровозного круга:
Цех экипировки, на фасаде цифра XIII [с Октябрьской революции], что соответствует 1930 году:
Справа – построенные в тридцатых годах корпуса моторвагонного депо, сейчас здесь обслуживаются аэроэкспрессы:
Водонапорная башня, вид с северо-запада:
Водонапорная башня, вид с юго-востока:
В окно шатра виден верхний бак башни, он клепаный. Фотографии нижнего бака и интерьеров башни есть в Викимапии.
Снесенное ныне пассажирское вагонное депо Москва-Смоленская (1907 год):
Корпуса бывших мастерских Московско-Брестской железной дороги (с 1912 года – мастерские Александровской железной дороги, с 1927 года – Московский электромашиностроительный завод «Памяти революции 1905 г.», с начала 1990-х – завод «Кросна»). Фотографии с земли были сделаны в 2012–2018 годах, с квадрокоптера – осенью 2021 года.
Машинное отделение мастерских. Пресненский Вал, 27, стр. 7; выявленный объект культурного наследия.
Пресненский Вал, 27, стр. 6; выявленный объект культурного наследия:
Заготовительный цех (Пресненский Вал, 27, стр. 4); выявленный объект культурного наследия:
Литейная мастерская (Пресненский Вал, 27, стр. 8); выявленный объект культурного наследия:
Сушильня (Пресненский Вал, 27, стр. 9), не является ОКН:
Сварочный цех, 1900-е гг. Пресненский Вал, 27, стр. 1; не ОКН:
Слева – Пресненский Вал, 27, стр. 8 (ОКН), справа – Пресненский Вал, 27, стр. 3 (не ОКН):
За трубой – заготовительный цех (Пресненский Вал, 27, стр. 4):
В настоящее время дымовая труба снесена.
Здание котельной (Пресненский Вал, 27, стр. 10) в процессе сноса:
Пресненский Вал, 27, стр. 6 и Пресненский Вал, 27, стр. 7. На крыше строения 7 – световой фонарь, ориентированный на северо-восток, световой фонарь на крыше строения 6 – на обе стороны.
На переднем плане – заготовительный цех, позади него котельная (не ОКН!) в состоянии сноса и дымовая труба:
Мастерские Московско-Брестской железной дороги. Машинное отделение. Фасады, выходящие на Грузинский Вал и на железную дорогу – разные.
Корпуса завода в ноябре 2023 года. Восточная часть территории застраивается многоэтажками от ПИКа; в западной части сохраняются корпуса, большая часть которых уже лишена охранного статуса.
Слева сушильня – Пресненский Вал, 27, стр. 9, (не ОКН):
Пристройки к корпусу Пресненский Вал, 27, стр. 6:
Круглое кирпичное здание, предположительно КНС (Грузинский Вал, 3, стр. 3):
Бывший пакгауз (Грузинский Вал, 11, стр. 3):
Тверская застава, 5, стр. 9:
Пресненский Вал, 27, стр. 6 и Пресненский Вал, 27, стр. 7. Еще немного, и этот вид будет утрачен.
Заготовительный цех и водонапорная башня:
На переднем плане – корпус литейной (Пресненский Вал, 27, стр. 8), серый фасад за ним – инструментальный цех (Пресненский Вал, 27, стр. 3), крупное здание вдали – сварочный цех (Пресненский Вал, 27, стр. 1):
Паровоз П36-120, стоявший на постаменте до марта 2013 года:
Фото: Григорий Киселев, Татьяна Киселева
Эту водонапорную башню можно увидеть на известном плакате «Мешочник – враг транспорта, враг республики» 1920-х годов:
Плакат можно было увидеть в Музее современной истории России в 2017 году на выставке «Железные дороги России: сквозь время и расстояния». Башня крупнее:
Башня на картине из фондов Государственного центрального музея современной истории России:
Щеглов Николай Валерианович. «Забастовка рабочих Брестских железнодорожных мастерских 15 января 1905 г.»
Номер в Госкаталоге: 17262281, номер по ГИК (КП): ГЦМСИР ГИК 39704/4.
Светлицкий Валерий Григорьевич. «Завод памяти 1905 года», 1978 год.
Таганрогский художественный музей; номер в Госкаталоге: 4054957; номер по КП (ГИК): ТХМ КП -837.
Белорусский вокзал, Москва
Ссылки по теме:
- 13.11.09. Водонапорная башня на станции Москва-Пассажирская-Смоленская
- 20.01.10. Бывш. Главные мастерские Московско-Брестской ж.д.
- 21.01.20. Старинный завод на Пресненском Валу отойдет ПИК под застройку
- 27.12.20. Гуляли по Москве, забрели на полузаброшенный завод. Показываю что внутри
- 22.12.21. Акт по результатам проведения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Достопримечательное место. Мастерские Московско-Александровской железной дороги (с 1927 г. – Московский электромашиностроительный завод «Памяти революции 1905 г.»). Цех, 1870-е гг., 1885 г., 1900-е гг.», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 27, стр. 8 – «Научно-проектная документация на проведение работ по реставрации и приспособлению для современного использования выявленного объекта культурного наследия «Достопримечательное место. Мастерские Московско-Александровской железной дороги (с 1927 г. – Московский электромашиностроительный завод «Памяти революции 1905 г.»). Цех, 1870-е гг., 1885 г., 1900-е гг.», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 27, стр. 8», шифр 1115, 1115.80-SUB1-08(НПД), разработанной ООО «Проектное бюро АПЕКС» в 2021 г., с целью определения соответствия проектной документации требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия