Водонапорная башня в Новосокольниках

Водонапорная башня линии Москва – Виндава общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги была построена в 1900–1901 годах по типовому проекту. Башни такого же типа – восьмигранные с кирпичным основанием и деревянным шатром, вмещающим в себя два цилиндрических бака для воды, стоящих на одном уровне, находились на станциях Москва, Подмосковная, Волоколамск, Ржев, Западная Двина, Розеновская, Зилань, Митава II, Туккум, Виндава и Виндава-порт. Башня в Новосокольниках отличалась тем, что емкость каждого из ее баков составляла 10 кубических саженей, вместо 6 кубических саженей, как у всех остальных башен этой линии.

Водонапорная башня в Новосокольниках


Водонапорная башня в Новосокольниках

25 июля 1941 года башня была взорвана бойцами отступающей советской армии:

После жестоких боев под Полоцком в нашем 358-м полку насчитывалось не более сотни бойцов и командиров. Мы отходили севернее Витебска, на Невель. Этот город дивизия прошла на рассвете. Переправились через реку Великую где-то в верхнем ее течении, вышли к Новосокольникам — крупному железнодорожному узлу западнее Великих Лук.
Вскоре к Новосокольникам прорвались фашистские танки. Комиссар полка приказал мне взорвать водонапорную башню на станции. Со мной были ребята из нашей батареи — наводчик третьего орудия Воронин и еще один разведчик. Дали нам несколько ящиков взрывчатки. Сапер проинструктировал нас по технике взрыва. Все это происходило на ходу, когда на окраине Новосокольников уже шел бой. Взорвать водонапорную башню мы должны были в самый последний момент. Дело в том, что на станционных путях скопилось много эшелонов с эвакуированным имуществом и надо было выпустить их на восток.
Обстановка, конечно, нервная. Наперебой ревут паровозные гудки, каждый машинист хочет вывести свой эшелон как можно скорее. Споро бегают составители поездов, смазчики, какое-то железнодорожное начальство. Близко бьют немецкие танковые пушки, над путями, расстреливая эшелоны, низко ходят «мессеры». Горят пакгаузы, горят цистерны с техническим маслом. Черный жирный дым клубится высоко, поднимаясь в ясное небо.
А мы лихорадочно закладываем тол в башню. Спохватываемся, что сапер в спешке не сказал нам, какая скорость горения у бикфордова шнура. Длинный он, метров семь-восемь. Если гореть будет долго, фашисты могут прорваться к башне, предотвратить взрыв. Залегли мы в укрытие, ждем. Станция между тем постепенно пустеет. Мимо нас проскакивает объятый пламенем эшелон. Горят четыре последних вагона, кто-то, пытаясь их отцепить, висит на буферах. Постукивая, катит дрезина, на ней трое железнодорожников. Остановилась возле водонапорной башни. Слышим, железнодорожники говорят, что саперы должны были взорвать башню, а не взорвали. Я вышел из-за укрытия, объяснил, что взрывчатка заложена, но не знаем, пора ли взрывать.
— Рвите, ребята, — говорят. — Фашисты уже на станции. Ну, ни пуха вам...
Дрезина поехала дальше. Мимо нас пробежало несколько пехотинцев, и вдруг мы увидели фашистский танк. Он шел меж путей, за ним мелькали фигурки автоматчиков. Мы бросились к башне и остановились в нерешительности. А вдруг бикфордов шнур длинен и не успеет сгореть? Обрезали шнур у самого входа, подожгли. Быстро-быстро побежал по нему огонек. Едва мы успели отбежать шагов на двести, за спиной рвануло так, что земля заходила ходуном. Лавина кирпичей поднялась в воздух. Как нас не задело — не знаю. Глядим друг на друга, рты разеваем, а звуков не слышим. Ушли мы вдоль железнодорожного полотна, вскоре нашли свой полк, доложили комиссару, что приказ выполнен.
— Слышал, — говорит. — Благодарю за хорошую службу
.

Мацапура С.С. Товарищ сержант. — М.: Воениздат, 1976.

Водонапорная башня в Новосокольниках

После войны водонапорная башня была отстроена заново. По сути, от дореволюционной башни остались только фундамент и общая концепция здания (размер и форма кирпичного основания, деревянный шатер, два бака на одной высоте).

Водонапорная башня в Новосокольниках

Фото: Е.В. Маркова, 2020 г.

Водонапорная башня в Новосокольниках, 1930 год

Единственный довоенный снимок башни, 1930 г. Фотография предоставлена краеведческим музеем г. Новосокольники.

Кондратьев Виктор Алексеевич. Железнодорожная станция «Новосокольники»

Виктор Алексеевич Кондратьев. Железнодорожная станция «Новосокольники». Поездка по местам боёв 178 ККСД по заданию газеты «Известия», 01.09.1967 г. Томский областной краеведческий музей имени Михаила Бонифатьевича Шатилова. Номер в Госкаталоге: 31550355; номер по КП (ГИК): ТОКМ 13866/349.

Водонапорная башня в Новосокольниках, 2009 г.

Фото: Nordprod, 2009 г.

Благодарим директора краеведческого музея г. Новосокольники Елену Васильевну Маркову за фотографии и архивные материалы по истории водонапорной башни.

Популярные метки

Башня Якоби Бетонный бак Вид сверху Водонапорная башня Рожновского Водонапорная башня изнутри Вокзал Волоколамский район Встроенная водонапорная башня Геодезический репер Депо Деревянный шатер Дмитровский район Документы Железная дорога Истринский район Каланча Калужская область Каркас Классификация Клепаный бак Красногорский район Ленинский район Москва Московская железная дорога Московская область Наро–Фоминский район Настенный кран Объект культурного наследия Одинцовский район Октябрьская железная дорога Памятник архитектуры Плёночная фотография Подвижной состав железных дорог Подольский район Пушкинский район Рузский район Рязанская область Рязанско–Уральская железная дорога Самарская область Санкт–Петербург Снесенная водонапорная башня Солнечногорский район Тверская область Тверь Транссиб Тульская область Украденное фото Фабрика Шухов Ярославская область