Строительство железнодорожной линии «Вологда – Архангельск» началось в 1894 году, официальное открытие состоялось в ноябре 1897 года. Первоначально линия была узкоколейной, а водонапорные башни были двух типов – прямоугольные (на один или два бака) и восьмигранные в плане. У всех башен было каменное либо кирпичное основание и деревянный шатер. Уже в 1914–1916 годах дорога была перешита на широкую колею, тогда же на многих станциях появились новые, железобетонные водонапорные башни. К июлю 2019 года сохранялось 13 таких башен, все они заброшены и постепенно разрушаются.
В фондах Вологодского государственного музея-заповедника сохранилась фотография станционной водонапорной башни образца 1894–1897 годов. Таких башен на два бака на дороге было три: в Вологде, Няндоме и Исакогорке. Сейчас осталось две башни, в Вологде и Няндоме, обе лишились деревянного шатра и баков.
Майер П. Сооружение Вологодско-Архангельской линии Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
586 верста. Станция Исакогорка. Водоемное здание. 1890-е гг.
Номер в Госкаталоге: 13685158; номер по ГИК (КП): ВОКМ-4995/70
Архангельск
В июне 2020 года в сети был размещен тендер на выполнение работ по демонтажу башни водонапорной железобетонной станции Обозерская. Заказчиком выступило ОАО «РЖД», стоимость закупки – 1 308 597 рублей. Работы включают в себя разборку железобетонных конструкций при помощи отбойных молотков, демонтаж прочих конструкций, а также вывоз мусора и последующее благоустройство территории. Срок завершения работ – не позднее 10 октября 2020 года.
Ссылки по теме: