Водонапорные башни в феврале 2012 года:

Водонапорные башни на станции Подсолнечная

Май 2013 года:

Водонапорные башни на станции Подсолнечная

Такие башни были спроектированы для станций IV класса. На линии Петербург – Москва это были станции: Колпино, Ушаки, Бабино, Гряды, Бурга, Боровёнка, Угловка, Березайка, Заречье (сейчас Академическая), Осеченка, Калашниково, Кулицкая, Кузьминка, Решетниково, Подсолнечная, Химки (снесены в 1970-х). Башни имеют размеры в плане: длина 5 сажен, ширина 3 сажени. Резервуары лежали на деревянных балках, уложенных по сводам. Своды опирались прямо на стены.

Водонапорные башни на станции Подсолнечная

Приспособление для экипировки паровозов водой состояло из длинной горизонтальной трубы с коленом на одном конце для налива воды в тендеры. К другому концу трубы был прикреплен небольшой металлический резервуар без крышки. Труба двигалась в продольном направлении на роликах по рельсам. Когда труба выдвигалась коленом над горловиной тендера паровоза, резервуар на другом конце трубы оказывался под спускным краном водяного бака башни. Спускной кран бака открывался дистанционно через коническую шестерню на его оси. Эта коническая шестерня имела привод от ручки на штанге выдвижной водяной трубы. Привод спускного крана работал только когда водяная труба была выдвинута из здания полностью. После наполнения тендера спускной кран дистанционно закрывался и труба вдвигалась обратно внутрь здания.

Расположение водяных баков (танков) и планировка башен (водогрейных зданий) станций IV класса Николаевской ж. д. приведены в «Альбоме чертежей сооружений российских железных дорог, 1872 год»:

Паровозное здание и расположение танков

Как можно увидеть на старых фотографиях, первоначально на крыше каждой башни была дымовая труба.

Похожие водонапорные башни сохранились на станциях Березайка, Лыкошино, Бурга и Боровёнка Октябрьской железной дороги.

Схема станции 1911 года, взята из «Альбома схематических чертежей по главной линии с Новоторжским и Боровичским участками и портовою веткою»:

Схема станции Подсолнечная 1911 г.


В феврале 2017 года в сети появилась новость о предстоящем сносе этих водонапорных башен: На станции Подсолнечная снесут водонапорные башни 19 века.

Фрагмент репортажа «Вестей – Москва» от 20 марта 2017 года (в 11 часов 40 минут) об обеспокоенности местных жителей предстоящим сносом башен:

Башни станция Подсолнечная в музейных коллекциях:

Открытое письмо. Станция Подсолнечная Николаевской железной дороги. г. Клин, издание фотографа Беликова, 1904–1909 гг.

Открытое письмо. Станция Подсолнечная Николаевской железной дороги. г. Клин, издание фотографа Беликова, 1904–1909 гг. Музейно-туристический центр городского округа Клин; номер в Госкаталоге: 4625113; номер по ГИК (КП): КП-199.

Заровный, Походаев. Картина «Станция Подсолнечная», 1921 г.

Заровный, Походаев. Картина «Станция Подсолнечная», 1921 г.
Музейно-выставочный центр «Путевой Дворец»; номер в Госкаталоге: 2005751; номер по ГИК (КП): МВЦ «ПД» КП-41.

Солнечногорск, Московская область


Ссылки по теме:

Популярные метки

Башня Якоби Бетонный бак Вид сверху Водонапорная башня Рожновского Водонапорная башня изнутри Вокзал Волоколамский район Встроенная водонапорная башня Геодезический репер Депо Деревянный шатер Дмитровский район Документы Железная дорога Истринский район Каланча Калужская область Классификация Клепаный бак Красногорский район Ленинградская область Ленинский район Москва Московская железная дорога Московская область Наро–Фоминский район Настенный кран Объект культурного наследия Одинцовский район Октябрьская железная дорога Памятник архитектуры Плёночная фотография Подвижной состав железных дорог Подольский район Пушкинский район Рузский район Рязанская область Рязанско–Уральская железная дорога Самарская область Санкт–Петербург Снесенная водонапорная башня Солнечногорский район Тверская область Тверь Транссиб Тульская область Украденное фото Фабрика Шухов Ярославская область