Водонапорная башня Северных железных дорог. Шесть граней. Деревянный шатер демонтирован, кирпичное основание перекрыто низкой скатной крышей.
Первоначально у башни был деревянный шатер, теперь он демонтирован (вместе с баком), над кирпичным основанием башни сооружена низкая шатровая крыша. Каменный цоколь, в нижней части кирпичного основания – два окна с лучковыми перемычками, оба заложены. Вход в башню – со стороны вокзала, вход в шатер – по внешней металлической лестнице (не сохранилась).
Фото: Евгений Круглов
В 1938 году было начато строительство Механического завода Куйбышевского гидроузла, при заводе также строился рабочий поселок, для водоснабжения которого была возведена водонапорная башня.
Башня построена из керамического кирпича, мощные кирпичные кронштейны поддерживают бетонную площадку, являющуюся основанием шатра. По всей видимости шатер, как и балкон, служивший для перехода из основания башни в галерею вокруг бака, был деревянным.
В 1968 году, после ввода в эксплуатацию новой водонапорной башни, эту башню перестали использовать; в конце девяностых участок с башней был передан РПЦ для строительства храма. После проведенной экспертизы конструкций башню решили оставить, перестроив под колокольню: основание разделили на пять уровней, пробили в кирпичной кладке окна, облицевали мрамором первый этаж. Круглая бетонная плита, перекрывавшая основание башни, была замаскирована широким межэтажным карнизом, сверху надстроены еще два этажа: нижний – офисное помещение, верхний – собственно колокольня; еще выше – островерхая шатровая крыша. Из-за того, что окна в основании растесывались изнутри, а не были предусмотрены первоначальным проектом, их вертикальная соосность несколько нарушена.
После революции колокольни храмов периодически перестраивались в водонапорные башни, а вот колокольня, перестроенная из построенной в советское время водонапорной башни – случай уникальный.
![]() |
![]() |
![]() |
||
Боровск | Ярополец | Оболдино |
Неизвестно, как бы сложилась судьба второй водонапорной башни, если бы ее построили рядом с первой, а не с противоположной стороны отведенной под стадион «Салют» территории.
Фото: Евгений Круглов
На спутниковой фотографии 1966 года видны обе башни: старая – с шатром и новая, еще без шатра. Для новой башни был выбран проект, ранее применявшийся для возведения железобетонных водонапорных башен методом скользящей опалубки. По этому проекту были построены водонапорные башни в Рошале (вторая половина тридцатых годов) и Новомосковске, по несколько упрощенному варианту – послевоенные башни в Ленинграде и Волгограде, а также башни на два бака на предприятиях Челябинска и Барнаула. Кирпичных водонапорных башен известно только три: нарядная оштукатуренная башня в Перми, башня бывшего ГПЗ № 31 на Волжском шоссе и башня Мехзавода.
В настоящее время водонапорная башня используется исключительно для размещения антенн операторов сотовой связи. Частые окна в четырех нижних этажах основания пробиты после постройки башни, но еще до того момента, когда деревянные оконные рамы оказались окончательно вытеснены пластиковыми; нарушенная вертикальная соосность роднит эту башню с соседней колокольней православного храма.
![]() |
![]() |
![]() |
||
Рошаль | Санкт-Петербург | Пермь |
Ссылки по теме:
Водонапорная башня с иконки нашего сайта
Водонапорная башня бесшатровая, для осмотра бака на его верхней поверхности предусмотрен ревизионный люк. Естественное освещение башни производится через окно над входной дверью, саму дверь и три маленьких окошка под баком.
Водонапорная башня построена по проекту, типовому для Самаро-Златоустовской (участок Миасс – Челябинск, 1892 г.) и Сибирской (участок Челябинск – Новосибирск, 1896 г.) железных дорог. Кирпичная кладка на известковом растворе не окрашена; сохранился украшенный резьбой деревянный шатер и деревянные оконные переплеты с практически полным остеклением, но утрачена башенка на скатной крыше.
Подобные башни были построены на железнодорожных станциях Курган, Петропавловск, Мариановка, Коченево, Миасс, Мисяш, Бишкиль, Полетаево; характерные особенности – малые свесы скатной крыши, количество и угловая состыковка машикулей на ребрах башни, а также выполненное в одной плоскости с шатром и обрамленное восьмиугольным наличником крупное окно внутренней лестницы, ведущей в галерею вокруг бака; при этом высота шатра может варьироваться в зависимости от высоты (и объема) установленного внутри него бака.
Подробнее: Водонапорная башня Сызранского ликеро-водочного завода
Водонапорная башня станции Толкай (до 1 января 1904 года станция носила название Черкасская) на один бак Самаро-Златоустовской железной дороги. Движение между станциями Кинель и Уфа открылось в сентябре 1888 года, к этому моменту башня уже была построена. Согласно проекту, опубликованному в 1889 году журналом «Зодчий», у водонапорных башен этой линии был каменный цоколь, кирпичное основание, украшенный резьбой деревянный шатер и башенка на крыше. В шатре был установлен клепаный бак со сферическим днищем, подняться в шатер можно было по внешней металлической лестнице.
Фотографии сделаны в ноябре 2019 года, к этому моменту шатер был обшит сайдингом, крыша башни – упрощена до восьмигранной скатной, кирпичная кладка покрыта толстым слоем фасадной краски. Колористическое решение башни соответствует фирменным цветам Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».
Подробнее: Водонапорная башня станции Толкай Самаро-Златоустовской железной дороги
Типовая водонапорная башня Самаро-Златоустовской железной дороги на два бака. Из характерных особенностей башни – несколько иная, чем у башни станции Похвистнево, форма центральной ниши (углубление стены способствовало уменьшению количества строительных материалов и снижению объема кладочных работ, необходимых для устройства внутренней перегородки, поддерживающей баки). Башню (пока еще) обошло своим вниманием ОАО «РЖД», поэтому сохранился деревянный шатер с резными наличниками и старыми оконными переплетами.
Типовая водонапорная башня на два бака Самаро-Златоустовской железной дороги построена в 1888 году. Отличительной особенностью башен данной серии является глухой ступенчатый портал в центральной части каждого из главных фасадов и деревянный шатер с двумя башенками на крыше.
В шатер можно попасть внешней по металлической лестнице, установленной со стороны, противоположной железнодорожным путям (хотя проектом была предусмотрена лестница внутри башни). Вход в нижний ярус башни – через дверь на обращенном к вокзалу торце башни.
Одна из двух бумаговигонепрядильных фабрик Егора Егоровича Шлихтермана (вторая – в поселке Володарского бывшего Ленинского района Московской области), год основания – 1864. По данным на 1914 год число рабочих – 470, годовое производство – 485 000 р., выпускаемая продукция – вигоневая пряжа. После революции и последовавшей за ней национализации – Московская вигоневая фабрика «Краснопрядильщик» в составе треста «Обновленное волокно», несколько лет спустя – Картонажно-ящичная фабрика Моссельпрома. В постсоветское время хозяйственная деятельность прекращена, в 2014 году началось строительство на территории бывшей фабрики ЖК «Резиденция композиторов», проект предполагал частичное сохранение исторических корпусов.
Подробнее: Водонапорная башня снесенной фабрики Шлихтермана на Павелецкой набережной (Москва)
У самого забора Приволжского государственного боеприпасного испытательного полигона стоят две башни. Та, что повыше – бесшатровая, с тремя кольцевыми балконами вокруг бака. Маленькая, с деревянным шатром башня построена по проекту, нередко встречающему на территориях военных объектов (Баковка, Власиха). Шатер этой башни частично разрушен, бак для воды демонтирован.
Фото: Владимир Клещев, Евгений Круглов
Самарская область
Ссылки по теме:
Фото:Евгений Круглов, июль 2005 г.
Водонапорная башня Самаро-Златоустовской железной дороги. Проект индивидуальный, но конфигурация типовая – два водоемных бака расположены на одном уровне. На фотографии 2009 года башня еще с деревянным шатром, впрочем, сильно упрощенным после многочисленных переделок.
Винокуренный завод Елизаветы Егоровны Эльтековой в деревне Большие Дворы Рыбинского уезда Ярославской губернии был основан в 1864 году. В 1880 году завод горел; вероятнее всего, главный производственный корпус с водонапорной башней был возведен уже после пожара, в самом конце XIX века.
Водонапорная башня стоит на одном из корпусов бывшей красильной и ситценабивной фабрики Товарищества Зуевской мануфактуры И. Н. Зимина.
Подробнее: Орехово-Зуево, водонапорная башня НПП «Респиратор»
Германское «Акционерное общество Фарбверке, бывш. Мейстер, Луциус и Брюнинг» было основано в 1879 году, с 1899 года предприятие получило название «Акционерное общество Московского химического завода Фарбверке». Первое время Общество занималось производством анилиновых и ализариновых красок, позднее ассортимент расширился, на предприятии начался выпуск фармацевтических препаратов, в годы Первой Мировой войны завод был перепрофилирован на выпуск фенола (фенол использовался как сырье для производства пикриновой кислоты). В советское время завод носил название Дербеновский химический завод Анилтреста, позднее – Дербеневский химический завод имени И.В. Сталина, затем – просто Дербеневский химический завод, основная специализация – разработка и производство пигментов и красителей для текстильной промышленности. Постепенный вывод производства начался еще в шестидесятые годы, в постсоветское время промышленное предприятие стало бизнес-центром «Кожевники». В силу особенностей мышления администрации бизнес-центра на территории действовал достаточно жесткий пропускной режим, именно этим объясняется малое количество фотографий и практическая неизученность строений бывшего химзавода.
Подробнее: Водонапорная башня Дербеневского химического завода (Москва)
Железобетонная водонапорная башня на 3 000 ведер построена в 1916 году над зданием главной конторы. По прямому назначению давно не используется, оконные проемы закрыты металлическими листами с изображением оконных переплетов, сама башня укреплена стяжками.
Подробнее: Ковров, водонапорная башня завода имени В.А. Дегтярева
Башня – объект культурного наследия регионального значения № 561510250450005; официальное название – «Водонапорная башня. „Кирпичный“ стиль. Образец промышленного строительства»; официальный год постройки – 1870.
Фото: Григорий Киселев
Башня является объектом культурного наследия регионального значения № 631711292570005, официальная дата постройки – вторая половина ХIХ в.
Подробнее: Водонапорная башня в селе Рождествено (Самарская область)
Водонапорная башня построена по проекту архитектора Феофана Вольсова в 1909 г. Это типовая башня Пермской железной дороги на два бака, подобные башни стоят на станциях Кунгур, Шаля, Кузино, Екатеринбург, Богданович, Кармак, Тюмень...