Водонапорные башни

От башни остался один нижний ярус. Ранее на нем стоял бак, окруженный деревянным шатром. Башня этого же проекта замечена на станции Нахабино Московской железной дороги, похожего проекта – на ст. Семрино Октябрьской жел. дор.

Водонапорная башня в Жижице

На станции сохранился деревянный вокзал времен постройки дороги:

Водонапорная башня в Жижице


Игорь Тимофеев из Петербурга предоставил снимки башни разных лет.
В июне 2012 года у башни еще был деревянный шатёр:

Водонапорная башня в Жижице в июне 2012 года. Фото: И. К. Тимофеев

В 2015 году оставался только металлический бак. В 2017 году его уже не было...

Водонапорная башня в Жижице в 2015 году. Фото: И. К. Тимофеев


Куньинский район Псковской области

Немного „России из окна поезда“. Остановка всего 3 минуты, поэтому по-другому снять просто не получилось:

Водонапорная башня станции Вернадовка

Башня Моршанско-Сызранской железной дороги была построена в 1874 году. Башня на один бак, подняться в шатер можно по внешней лестнице, расположенной с противоположной от путей стороны башни. Здание находится в собственности ОАО «РЖД»; несколько лет назад, в соответствии с эстетическими предпочтениями этой компании, шатер был обшит сайдингом. Сейчас водонапорную башню пытаются сдать в аренду:

Водонапорная башня станции Вернадовка сдается в аренду

По этому же проекту построены башни на станциях Боровичи, Зарайск, Курдюм, Лопуховка.

Пичаевский район Тамбовской области

Водонапорная башня станции Нерехта

Фото: Валентин Кондратьев

Водонапорная башня финской постройки в городе Выборге /// Finnish unrestored water tower. This water tower is located at Vyborg railway station in Leningrad Oblast, Russia. The Vyborg railway station belongs to Oktyabrskaya Railway, JSC Russian Railways.

Неотремонтированная водонапорная башня на станции Выборг

Верхняя часть башни крупнее /// The upper part of the tower:
Неотремонтированная водонапорная башня на станции Выборг

Оконные рамы выбиты. Окна не заложены /// Window frames are broken. The windows are not bricked:
Неотремонтированная водонапорная башня на станции Выборг

Водонапорная башня в Любучанах

В советское время Институт участвовал в разработке биологического оружия, сейчас занимается выпуском лекарственных препаратов. Впрочем, пропускной режим пока остается.

Любучаны, Чеховский район Московской области

Водонапорная башня во Ржеве

Тверская область

Водонапорная башня в Семеновском

Фото: Дмитрий Колесников

Башня расположена между бывшим летним детским садом и бывшим пионерским лагерем «Зеленый Бор». И сад, и пионерлагерь принадлежат АО «МПО имени И. Румянцева», в настоящее время детский сад заброшен, а пионерский лагерь выставлен на продажу.

Ступинский район Московской области

В центре Смоленска, на пересечении улицы Герцена с улицей Мира, стоит красно-желтый дом с островерхой башенкой. С первого взгляда – ничего особенного, типичный образец Лужковского стиля, получившего распространение далеко за пределами столичного региона, и только старые фотографии позволяют опознать в круглом угловом выступе бывшую водонапорную башню.

Жилой дом появился на этом месте в самом начале нулевых, крупная кирпичная башня оказалась вписанной в строящийся элитный жилой комплекс. От прежних, водонапорных, времен сохранилась одна-единственная фотография на сайте pastvu.com:

Водонапорная башня в Смоленске

1959–1965 год, вид на ул. Герцена и водонапорную башню

Водонапорная башня была построена в конце пятидесятых-начале шестидесятых годов по типовому проекту, подобная башня до сих пор стоит в Сестрорецке (г. Санкт–Петербург). В процессе перестройки здания была разобрана большая часть кирпичного шатра, демонтирован бак, а бетонная площадка под баком превратилась в крышу круглой части нового здания. В башне были растесаны окна, установлены межэтажные перекрытия, верхняя часть декорирована зубцами и получила завершение в виде крытой красной черепицей граненой крыши.

Перестроенная в жилой дом водонапорная башня в Смоленске

Эта двухъярусная водонапорная башня находится на станции Арамиль Свердловской железной дороги:
This two-story water tower is located at Aramil railway station in Sysertsky District of Sverdlovsk Oblast, Russia. The Aramil railway station belongs to Sverdlovsk Railway, JSC Russian Railways.

Старинная водонапорная башня на станции Арамиль

Старинная водонапорная башня на станции Арамиль

Это двухъярусная водонапорная башня на станции Каменск-Уральский Свердловской железной дороги рядом с локомотивным депо:
This two-story water tower is located at Kamensk-Uralsky railway station near the locomotive depot in Kamensk-Uralsky city in Sverdlovsk Oblast, Russia. The Kamensk-Uralsky railway station belongs to Sverdlovsk Railway, JSC Russian Railways.

Водонапорная башня рядом с локомотивным депо на станции Каменск-Уральский

Крыша деревянного шатра разрушена /// The roof of the wooden tent is destroyed:
Водонапорная башня рядом с локомотивным депо на станции Каменск-Уральский

Водонапорная башня усадьбы Покровское-Рубцово

Водонапорная башня находится на территории, выкупленной для коттеджного поселка «Покровское-Рубцово»; попасть внутрь, за проходную, невероятно сложно.

Водонапорная башня московского завода «Фили-Кровля»

До революции здесь была красильно-набивная фабрика купца Сергея Дмитриевича Кузмичева, в советское время – завод «Москватоль», в послевоенное время получивший название «Московский рубероидный завод». В настоящее время территория принадлежит ООО «ТД Филикровля», сдающему в аренду большую часть производственных площадей.

В этой статье рассказывается об обнаружении фрагмента уникальной водонапорной башни в стиле модерн на станции Серебряный Бор в Москве. До 2017 года эта башня считалась утраченной, и никто не думал отыскать хоть какие-то ее остатки. Уникальность башни заключается в том, что она была построена по оригинальному проекту, отличавшемуся от проекта башен станций Лихоборы, Черкизово, Угрешская, Пресня Окружной железной дороги, где проектировалось снабжение водой паровозов.

Эта башня имела только один бак для воды, потому как предназначалась для снабжения водой прежде всего продовольственного пункта станции. Снабжение из нее паровозов не планировалось.

Из «Альбома исполнительных типовых чертежей Московской Окружной железной дороги, 1903—1908 годы. Том I»: «На ст. Серебряный Бор устроен воинский продовольственный пункт на 1200 человек с развитием до 2400 человек, предназначенный для довольствия воинских команд, передаваемых с подмосковных дорог на Московско-Виндаво-Рыбинскую железную дорогу, для каковой цели от ст. Серебряный Бор в сторону Виндавы построена специально воинская ветвь № 29, выходящая на платформу Покровское-Глебово Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.»

В 1980-е годы члены Клуба любителей железных дорог ЦДКЖ совершали пешие обходы Малого кольца Московской железной дороги. Однако, место расположения башни на станции Серебряный Бор даже не стали искать, потому как считали ее давно снесенной. А она была совсем рядом. Любителям тогда не были доступны альбомы чертежей дороги с планами станций. Да и других интересных объектов на ней тогда было более чем достаточно.

Осмотр сохранившегося первого этажа водонапорной башни станции Серебряный Бор 22 декабря 2017 года:

Любителям старинной архитектуры (прежде всего, усадеб) чудом сохранившийся фрагмент этой уникальной башни стал известен благодаря блоггеру Вадиму Разумову, который в январе 2017 года искал в окрестностях станции здания продовольственного пункта. Тогда эта находка осталась незамеченной любителями железных дорог.

Сотрудники нашего сайта стали первооткрывателями этой башни для мира любителей железных дорог. Мы узнали об обнаружении башни в середине декабря 2017 года. Были предприняты несколько выездов на местность. Во время выезда 22 декабря 2017 года были сняты некоторые размеры башни для соотнесения с сохранившимися чертежами.

Тыльная сторона водонапорной башни. Видно окно с деревянной рамой, расположенное напротив входа в башню. Большая часть окна сейчас заколочена досками, частично сохранилась оригинальная рама:

Крупным планом кирпичные неоштукатуренные «вставки» рядом с тыльным окном первого этажа:

По информации от местных жителей, башня начала разбираться в 1980-е. Тогда два верхних этажа были сравнительно аккуратно разобраны на кирпичи. Сейчас башня является хозяйственным складом. Верх башни был разобран с уклоном в сторону путей. На нее была водружена односкатная крыша. Вокруг здания образовался заметный культурный слой. Над входной дверью почти без потерь сохранилась настоящая оконная рама со времени постройки башни. На тыльной стороне обнаружено окно. Но там сохранность оконной рамы гораздо хуже.

Сейчас только что найденному фрагменту уникальной башни угрожает снос: именно через занимаемую им площадку планируется строительство дороги к новому пешеходному переходу через станцию Серебряный Бор от улицы Врубеля до 1-го Волоколамского проезда. К сожалению, когда сотрудники сайта узнали о предстоящем сносе башни, оказалось, что общественные слушания уже закончились. Они проходили 18 декабря 2017 года.

С материалами по этим публичным слушаниям можно ознакомиться на сайте управы района Щукино:
1. Оповещение о проведении публичных слушаний;
2. Пояснительная записка к проекту с подробными картами прокладки перехода через территорию, занимаемую зданием;
3. Заключение № 32/17ПС о результатах публичных слушаний от 18 декабря 2017 года (опубликовано 21 декабря 2017 года);
4. Протокол № 32/17ПС публичных слушаний от 18 декабря 2017 года (опубликован 21 декабря 2017 года).

22 декабря нам был сказано, что башню вот-вот должны сносить. По-видимому, это предполагалось сделать во время новогодних каникул 2017-2018 года. Сотрудники сайта, понимая ограниченность своих сил и истекающее время до возможного сноса, вынуждены были обратиться к члену организации, позиционирующей себя как «общественное движение... граждан, желающих способствовать сохранению исторических памятников, ландшафтов и видов Москвы». Это было сделано в надежде, что тот поможет с подачей заявки в Департамент культурного наследия Москвы для постановки обнаруженного здания на учет.

Чертеж этой водонапорной башни из альбома исполнительных типовых чертежей Московской Окружной железной дороги, 1903—1908 годы. Том I. :

Чертёж водонапорной башни на станции Серебряный Бор Московской Окружной железной дороги

Общий вид башни со стороны железнодорожных путей. Видно окно на первом этаже напротив входной двери, которое показано в наших видеороликах:

Общий вид водонапорной башни на станции Серебряный Бор Московской Окружной железной дороги

Вид спереди (фасад со стороны входа) и вид бокового фасада башни:

Чертёж западного и бокового фасадов водонапорной башни на станции Серебряный Бор Московской Окружной железной дороги

Компания «Умная Бумага»™ выпускает картонную модель этой водонапорной башни в масштабе 1/87 (типоразмер H0).

Собранная модель:

Модель водоемного здания станции Серебряный Бор Московской Окружной железной дороги

Модель водоемного здания станции Серебряный Бор Московской Окружной железной дороги

Фасад со стороны входа:
Модель водоемного здания станции Серебряный Бор Московской Окружной железной дороги

Боковой фасад:
Модель водоемного здания станции Серебряный Бор Московской Окружной железной дороги

Модель водоемного здания станции Серебряный Бор Московской Окружной железной дороги

Модель водоемного здания станции Серебряный Бор Московской Окружной железной дороги

Модель водоемного здания станции Серебряный Бор Московской Окружной железной дороги

Модель водоемного здания станции Серебряный Бор Московской Окружной железной дороги

А вот на этом фото виден задний фасад модели, что на местности был обращен к путям. Модель имеет отличие от построенной башни - на первом этаже у модели отсутствует окно напротив входной двери:
Модель водоемного здания станции Серебряный Бор Московской Окружной железной дороги

Примерно с такого ракурса башня снята в нашем первом видеоролике:
Модель водоемного здания станции Серебряный Бор Московской Окружной железной дороги

Фото и видео: Павел Михайлушкин

1 февраля 2018 года в газете «Московский комсомолец» вышла статья под названием «Услада хипстера: как сделать модным местом водонапорные башни Москвы»:

Статья «Услада хипстера...» из газеты «Московский комсомолец» за 1 февраля 2018 года

Вполне ожидаемо (людская природа вообще уже достоверно изучена), что в статье эксперт не упоминает сотрудников нашего сайта, как людей, обнаруживших эту башню «на исходе 2017 года». Как и о том, что это наш сотрудник обнаружил весной 2017 года водонапорную башню станции Пресня, о существовании которой до нашего поста не знал даже сам эксперт (хотя, московские любители железных дорог знали об этой башне давно). В статье упоминаются только какие-то московские градозащитники...

В печатной версии издания от 2 февраля эта статья вышла под другим названием - «Памятники на мокром месте».
Первая полоса газеты:
Номер газеты «Московский комсомолец», где в статье упоминается эта башня

Страница со статьей:
Номер газеты «Московский комсомолец», где в статье упоминается эта башня

Сама статья:
Номер газеты «Московский комсомолец», где в статье упоминается эта башня


P. S.:

Копии водонапорной башни станции Серебряный Бор можно увидеть на станциях Старые Дороги и Останковичи Белорусской железной дороги.

Водонапорная башня в Рыбном

Первая фотография сделана в октябре 2011 года, вторая – в марте 2018 года:

Водонапорная башня в Рыбном

Рыбновский район Рязанской области

Водонапорная башня во Льгове

Надпись на башне – «Октябрю 50 лет. 1967 г.»:

Водонапорная башня во Льгове, надпись под баком

Фото: Александр Щепотьев

Льговский район Курской области

Кирпичная водонапорная башня у платформы Птицефабрика

Фото: Павел Михайлушкин

Село Маккавеево, Читинский район, Забайкальский край.
Makkaveevo village, Zabaykalsky Krai, Russia.

Какое-то время назад в сети встретился сюжет Раменского телевидения о старой водонапорной башне. Поначалу само существование этой башни воспринималось, как розыгрыш:

01.04.2004 г.
Водонапорная башня у Раменской церкви может упасть. Такое заключение дала экспертная комиссия Московской областной палаты строителей.
Уже сейчас водонапорная башня отклонилась от вертикали на восемь градусов, и по словам ведущего специалиста палаты строителей Сергей Петрова, с каждым днем она продолжает наклоняться. Под фундаментом образовались карстовые пустоты, которые постоянно расширяются. Чтобы обезопасить жителей окрестных домов, башню решили снести. Но вмешался Комитет по охране архитектурных сооружений. Его сотрудники утверждают, что башня – это уникальное сооружение. Работникам Комитета пришлось собрать множество материалов и разослать не одно письмо. Башню удалось отстоять. Ее не будут сносить, а демонтируют и отправят в музей водонапорных башен
.

Милые, исключительно первоапрельские детали: три несуществующих организации, устаревшая на момент постройки башни технология кладки на известковый раствор и угол крена, значительно больший, чем у Пизанской башни.

В фондах Раменского историко-художественного музея обнаружилась пара черно-белых послевоенных снимков и чудом сохранившийся чертеж водонапорной башни.

Водонапорная башня стояла на территории церкви Бориса и Глеба (она видна на спутниковых картах начала нулевых). В советское время сам музей занимал здание церкви, а башня последние несколько десятилетий своего существования служила для хранения музейных фондов.

Снесенная водонапорная башня в Раменском

Фотография предоставлена Раменским историко-художественным музеем

Популярные метки

Башня Якоби Вид сверху Владимирская область Водонапорная башня Рожновского Водонапорная башня изнутри Вокзал Волоколамский район Встроенная водонапорная башня Горьковская железная дорога Депо Деревянный шатер Дмитровский район Документы Железная дорога Истринский район Каланча Калужская область Клинский район Красногорский район Ленинградская область Ленинский район Москва Московская железная дорога Московская область Наро–Фоминский район Настенный кран Объект культурного наследия Одинцовский район Октябрьская железная дорога Памятник архитектуры Плёночная фотография Подвижной состав железных дорог Подольский район Пушкинский район Раменский район Рузский район Рязано–Уральская железная дорога Рязанская область Санкт–Петербург Серпуховский район Снесенная водонапорная башня Солнечногорский район Сотовая связь Тверская область Тверь Транссиб Тульская область Украденное фото Фабрика Ярославская область