Белая башня – 1976 год, красная – 1961 год, фотографии сделаны в марте 2015 года.
У башни из силикатного кирпича основание шатра укреплено стальным ободом с приваренными к нему угловыми кронштейнами.
Оленинский район Тверской области
В октябре 1912 года было открыто правильное движение на линии Люберцы – Арзамас Московско-Казанской железной дороги. На новой линии было 12 станций – Люберцы II сорт., Гжель, Куровская, Запутная, Черусти, Нечаевская, Заколпье, Бутылицы, Муром М.-Каз., Степурино, Мухтолово, Арзамас; на каждой из них стояло по водонапорной башне.
Осенью 2019 года мы проехали на электричках участок от Арзамаса до Люберец, снимая железнодорожные постройки. На момент съемки водонапорные башни сохранялись на всех станциях, кроме Куровской. Башня в Куровской была снесена относительно недавно, в июне 2007 года.
В социальной сети Одноклассники, в группе Кубинка Today была обнаружена старая фотография типовой водонапорной башни Московско-Казанской железной дороги. У башни более высокий, по сравнению с остальными башнями дороги, деревянный шатер, предполагающий наличие двух баков для воды.
На сделанной в 2004 году фотографии Игоря Кузнецова башня в Куровском уже без деревянного шатра, зато видна кирпичная конструкция для установки второго, верхнего бака. Сопоставление двух фотографий позволяет сделать вывод о том, что на них изображена одна и та же водонапорная башня.
Фото: Игорь Кузнецов, 2004 г.
Башня и деревянный вокзал на снимке с сайта pastvu.com, 1973–1977 гг.:
Куровское, Орехово-Зуевский район Московской области
В настоящее время предприятие носит название «Калязинский экспериментальный пищевой комбинат» и специализируется на выпуске уксуса. В углу заводской территории с башней и несколькими хозяйственными постройками обитает контора, занимающаяся «разработкой и созданием качественного продукта из металла». На момент съемки проход к башне был свободным.
Подробнее: Водонапорная башня Калязинского овощесушильного завода
Башня находится на территории 344-й центра боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации.
Торжокский район Тверской области
Водонапорная башня городского водопровода была построена в 1904 году. В семидесятых годах башня уже стояла заброшенной, с выбитыми стеклами и без хорошо заметной на старых снимках надстройки на крыше. В 2005 году с башней случился евроремонт, в результате которого появился дополнительный этаж, диссонирующий с архитектурным стилем башни, и были полностью утрачены ее исторические интерьеры.
Фото: Евгений Круглов
Фото: Евгений Круглов
Очень похожая водонапорная башня стоит совсем рядом, в поселке самарского Мехзавода.
Фото: Евгений Круглов
Водонапорная башня построена в 1927–1929 годах; в Российском государственном архиве научно-технической документации хранятся разработанные В.Г. Шуховым чертежи резервуара емкостью 80 000 ведер воды для строящейся башни, датированные 1926 годом (ф. 166, оп. 1, д. 15, л. 47). Клепаный шуховский бак давно демонтирован, сама башня уже много лет используется как офисное здание; на момент съемки (лето 2021 года) в помещении под баком работал бар.
Водонапорная башня стоит позади больничных построек.
Подробнее: Водонапорная башня при заброшенной Высоковской участковой больнице
Летом из разросшихся деревьев видна только верхняя часть башни, очень похожая на шуховскую водонапорную башню на Казанском пороховом заводе.
Подробнее: Железная водонапорная башня с решетчатым основанием в нечетной горловине станции Кашин
Фото: Евгений Круглов
Безенчукский район Самарской области
В мае 2019 года, когда мы снимали дореволюционную застройку станции Куженкино, к нам подошел один из местных жителей и сказал, что «если проехать пару километров вон по той дороге, в лесу стоит башня ничуть не хуже».
У башни цилиндрический бак на квадратном в плане кирпичном основании. С двух противоположных сторон основания – два ряда заложенных кирпичом оконных проемов, площадка под баком образована стальными балками.
На фасаде здания из красного кирпича выложены цифры – 1936, это год основания базы.
Типовая водонапорная башня Московско-Казанской железной дороги, такие же башни были сохранились на станциях Базарная, Земетчино, Инза, Кустаревка, Сасово, Свеженькая.
Подробнее: Станция Октябрьск, водонапорная башня на один бак
Типовая водонапорная башня Самаро-Златоустовской железной дороги. В настоящее время деревянный шатер наглухо обшит васильковым сайдингом, верхние окна основания зашиты металлом и выкрашены в цвет стен.
Подробнее: Станция Октябрьск, старинная водонапорная башня на два бака
Кирпичная водонапорная башня построена в конце сороковых годов, в настоящее время она не используется и открыта для посещения.
Встреча ветеранов 81 стрелковой дивизии на привокзальной площади п. Поныри.
Номер в Госкаталоге: 29229074; номер по КП (ГИК): ПМКБ 1682.
Привокзальная площадь. На переднем плане жители п. Поныри ухаживают за братской могилой, 1949 г.
Номер в Госкаталоге: 29284556; номер по КП (ГИК): ПМКБ 1433.
Кирпичная башня была построена на смену пережившей войну шуховской водонапорной башне.