Водонапорная башня Акционерного Общества Еринского портланд-цементного завода (в советское время – Михайловский цементный завод «Спартак») была построена в 1913 году и просуществовала, как минимум, до 1960 года. Высота башни – 25 м, объем бака – 150 м3, плоский клепаный бак защищен деревянным шатром, лестница – винтовая. Фотографии этой водонапорной башни можно найти в музейных коллекциях.
Шуховская водонапорная башня на снимках из фондов Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника:
Михайловский цементный завод «Спартак». Строительство здания и монтаж редукторов для сырьевых мельниц № 7 и № 8, 1960 г. Номер в Госкаталоге: 11593961; номер по КП (ГИК): РМЗ КП-23138/1.
Подробнее: Шуховская водонапорная башня Михайловского цементного завода «Спартак»
Отрожские вагоноремонтные мастерские были основаны в 1912 году, тогда же была построена и железобетонная водонапорная башня. Башня стоит на территории бывшего вагоноремонтного завода имени Тельмана (современное название – Воронежский вагоноремонтный завод); она давно не используется, окна кое-как забиты фанерой.
Башня в депо Ильича построена по проекту, схожему с тем, по которому построены башни МОЖД (Андроновка, Лихоборы, Пресня, Угрешская и Черкизовская); разница в том, что архитектурные элементы выделены чередованием красного и белого кирпича, а не краской по штукатурке, оконные проемы в средней части башни расположены на всех четырех гранях, остеклены все окна шатра, а верхняя часть башни, помимо зубцов, также декорирована аркатурным поясом.
Основание водонапорной башни сложено из силикатного кирпича – материала, популярного для постройки башен в Тверской области. В нижней части основания просматриваются кирпичные контрфорсы. Бак бесшатровой водонапорной башни защищен волнистыми битумными листами.
Краснохолмский район Тверской области
Водонапорная башня построена по проекту, разработанному для башен Московской Окружной железной дороги (Андроновка, Лихоборы, Пресня, Угрешская, Черкизово), почти такая же башня стоит и на территории бывшего Судостроительно-судоремонтного завода имени 40-й годовщины Октября в поселке Октябрьский.
Подробнее: Водонапорная башня судоремонтного завода «Память Парижской Коммуны»
Типовая кирпичная водонапорная башня, кладка нижнего яруса имитирует рустовый камень, а крупные оконные проемы второго и третьего ярусов опираются на карнизы. Башня не то недостроена, не то разобрана до уровня середины оконных проемов третьего яруса, при этом три оконных проема заложены силикатным кирпичом вровень с кладкой башни, а в четвертом проеме установлен балкон, сваренный из металла. В верхней части башни установлен закрытый бак для воды, он очень узкий относительно диаметра кирпичной части башни. Похожее инженерное решение можно наблюдать у башни в Ворсино (Калужская область).
Сложно сказать, каким был первоначальный проект этой водонапорной башни – с постепенно расширяющейся верхней частью (Бронницы, Рыбное, Сахарово, Эммаус) или же с бетонной плитой, на которой размещен шатер, диаметр которого заметно превышает диаметр основания (Волоколамск, Царицыно).
Фото: Евгений Круглов
На панораме 2014 года бак башни еще обшит гофролистом.
Красноярский район Самарской области
Бак для воды демонтирован.
Фото: Григорий Киселев
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи Министерства обороны РФ. Водонапорная башня в г. Лиски, приспособленная к обороне, 1943–1945 гг. Высота с подмакетником 90,0 см, длина 65,0 см, ширина 52,0 см.
Номер в Госкаталоге: 33811647; номер по КП (ГИК): ВИМАИВиВС КП ИТФ 67.
Лискинский район Воронежской области
Фото: Евгений Круглов
Новокуйбышевск, Самарская область
До войны на этом месте стояла другая водонапорная башня, ее можно увидеть на старых открытках – расширяющееся в верхней части восьмигранное кирпичное основание, простой деревянный шатер:
Открытка из фондов Воронежского областного краеведческого музея «Воронеж. Полотно Юго-Восточной железной дороги у вокзала», конец XIX – начало XX века. Номер в Госкаталоге: 31650320; номер по КП (ГИК): ВОМ-12405/5139.
Подробнее: Водонапорная башня в восточной горловине станции Воронеж I
Прямоугольная в плане водонапорная башня Самаро-Златоустовской железной дороги.
Похожие башни встречаются на станциях Неприк, Котлубанка, Погромное, Тоцкая, Сорочинская, Новосергиевская, Переволоцкая, Каргала, но все они на один бак, тогда как башня в Обшаровке – на два.
Фотографии сделаны в августе 2016 года, в то время доступ в башню был абсолютно свободным.
Подробнее: Кирпичная водонапорная башня на окраине Белоозерского
Фотографии сделаны в мае 2019 года, несколько месяцев спустя башня была снесена.
Типовая водонапорная башня на два бака Самаро-Златоустовской железной дороги, подобные башни сохранились на станциях Кротовка, Подбельская, Похвистнево.
Год постройки – 1965:
Фото: Евгений Круглов
Кинель-Черкасский район Самарской области
Водонапорные башни доменного цеха № 1.
Подробнее: Градирни, башни, печи, трубы Новолипецкого металлургического комбината
На кирпичном шатре – год постройки – 1965:
Фото: Евгений Круглов
Кинельский район Самарской области
Фото: Вячеслав Цалиев
Дореволюционная водонапорная башня утратила бак и шатер еще в советское время. На площадку, где раньше был бак, установили выложенные мозаикой серп и молот. Стела получила название «Пик коммунизма», она стоит около заводской проходной, в точке, где сходятся улицы Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Советская, Энтузиастов и Заводской переулок.
Первомайск, ЛНР / Луганская область