Главный дом санатория Г.А. Каратаевой был построен в 1912–1913 годах по проекту И.И. Рерберга (совместно с В.К. Олтаржевским). Когда и по чьему проекту была построена имеющая определенное сходство с часовой башней Киевского вокзала водонапорная башня – неизвестно, самый ранний из ее снимков датируется 1992 годом.
Фото: Игорь Кузнецов, 2003 г.
(фотография предоставлена Валентином Кондратьевым)
Водонапорная башня построена по проекту, характерному для первых лет существования Московско-Казанской железной дороги. Очень похожая (но с несколько иными пропорциями основания и шатра) башня сохранилась на станции Фруктовая. Более поздний, чуть доработанный вариант этого проекта использовался Московско-Казанской (Зарайск), а также многими другими железными дорогами, например, Сызрано-Вяземской (Вернадовка), Рязанско-Уральской (Лопуховка, Татищево), Московско-Виндаво-Рижской (Брусово, Гриблянка), Николаевской (Боровичи) и Северными железными дорогами (Лютово, Нерехта).
Подробнее: Снесенная водонапорная башня станции Раменское (1862–2004)
Башня разваливается, но пока стоит. Часть тонкого, в один кирпич, шатра, вывалилась наружу; кирпичная кладка около места повреждения изъедена эрозией.
Водонапорная башня находится на территории, выкупленной для коттеджного поселка «Покровское-Рубцово»; попасть внутрь, за проходную, невероятно сложно.
Вид с моста на Даниловскую набережную, 1962 г.
Московская тюлево-кружевная фабрика Томаса Флетчера была основана в 1887 году, железобетонная водонапорная башня над одним из ее корпусов появилась позже, в начале ХХ века. После революции фабрика была национализирована, в 1926 году в ее корпусах начала работу карандашная фабрика имени Л.Б. Красина.
Пояс из изогнутых двутавров, поддерживающий железобетонную площадку основания шатра, придает башне нарядный и узнаваемый вид.
Москва, Северное Бутово
Склад-холодильник на Жуковом проезде, фотографии сделаны в марте 2015 года. Уже тогда здание стояло заброшенным, но сохранялась крыша, внешняя металлическая лестница, а также деревянная обшивка шатра надстроенной над основным объемом водонапорной башни.
Проем под баком частично заложен, он крупнее, чем расположенные ниже окна. Под проемом видны срезанные швеллера, когда-то державшие балкон. Башня перестраивалась, возможно, ранее шатер был другим.
Съемка – январь 2014 года, водонапорная башня стоит на заброшенном краю воинской части. Верхняя, более узкая часть кирпичного основания башни соответствует пространству под баком; здесь из стены в три ряда точат остатки балок, на которых когда-то держался деревянный шатер; закрытый жестью проем – переход из основания в шатер. От самого шатра не осталось ничего, узенькая крыша, закрывающая лишь бак – новодел.
Наро-Фоминский район Московской области
На станции Димитровград (прежнее название – Мелекесс) стоят две водонапорные башни Волго-Бугульминской железной дороги. Обе башни покрыты густым слоем побелки, деревянные шатры надежно упрятаны под синий сайдинг. Первая башня – потоньше, с островерхой крышей, построена предположительно в 1900–1902 годах, когда прокладывался участок дороги от станции Часовня-Пристань до Мелекесса.
Эта водонапорная башня похожа на башню в санатории Архангельское – меньше высота, проще оформление, иное соотношение диаметров бетонного бака и кирпичного основания, но та же спиральная бетонная лестница и такое же вогнутое бетонное днище резервуара.