Типовая водонапорная башня станции IV класса Николаевской железной дороги. Такие башни строились парными, одна напротив другой; на этой станции вторая водонапорная башня не уцелела.
Железобетонная башня городского водопровода была построена в 1934 году.
Подробнее: Вышний Волочек, железобетонная водонапорная башня на улице Максима Горького
Фото: Евгений Круглов
Волжский район Самарской области
Водонапорная башня разъезда Трясенко Кувшиновского подъездного пути; пассажирское движение открыто в январе 1911 года. После революции Кувшиновский подъездной путь был национализирован и включен в состав Николаевской (с 1923 года – Октябрьской) железной дороги, со временем разъезд стал называться станцией Трясенка.
Шатер башни опирается на снабженную кронштейнами железобетонную плиту основания, каркас шатра и полукруглая крыша также выполнены из железобетона, заполнение между стойками шатра выполнено из шлакоблоков (возможно, это один из первых случаев использования данного материала в строительстве).
Водонапорная башня стоит на территории комбината Росрезерва «Озёрный».
Подробнее: Бологое, водонапорная башня на улице Луначарского
Линия Кротовка-Сергиевск Самаро-Златоустовской железной дороги; конечная станция в разные годы носила названия Сергиевск, Сургут, Серные Воды II.
Водонапорная башня сложена из керамического кирпича; из силикатного кирпича выполнена только шатровая часть.
Подробнее: Старица, водонапорная башня на улице Карла Маркса
Краснохолмский льнозавод проработал с 1932 по 2023 год. В 1987 году льнозавод был полностью перестроен, став одним из самых крупных льнозаводов Тверской области; в начале 2003 года предприятие стало банкротом.
Подробнее: Водонапорная башня заброшенного Краснохолмского льнозавода
Платформа Серные Воды изначально предназначалась для пассажиров, следующих на Сергиевские Серные воды, отправки и получения грузов здесь не происходило, не было и станционной водонапорной башни. Название Серные Воды I станция получила после того, как в Серные Воды II была переименована станция Сургут (до 1 января 1904 года – Сергиевск), конечная Кротовско-Сергиевской ветви Самаро-Златоустовской железной дороги. Деревянный вокзал наряднее и намного крупнее, чем типовые вокзалы станций Тимашево, Сарбай и Серные Воды II.
Подробнее: Вокзал станции Серные Воды и водонапорная серная башня
Водонапорные башни такого типа строились в конце тридцатых годов прошлого века. Когда-то был деревянный шатер, сейчас от него остались лишь концы обугленных брусьев каркаса.
Подробнее: Ржев, водонапорная башня с бетонным баком на улице Куприянова
Водонапорная башня Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (на момент постройки станции – 1870 год – железная дорога называлась Рыбинско-Бологовской). Башня построена по одному из проектов, активно использовавшихся в 1870-ых годах как казенными, так и частными железными дорогами; в книге И.И. Волгунова «Альбом чертежей общего расположения путей, зданий и мостовых сооружений существующих в России железных дорог» (1872 г.) чертеж такой башни приведен в качестве типового для Тамбово-Саратовской (впоследствии – Рязанско–Уральской) железной дороги.
Фото: Л.С. Сватиков, 1998 г.
Удомельский район Тверской области
Водонапорная башня станции Сарбай (до января 1905 года – Александрово) на линии Кротовка-Сергиевск Самаро-Златоустовской железной дороги. Движение от участке от Тимашево до Сергиевска было открыто в ноябре 1898 года. Башня построена по типовому проекту, широко использовавшемуся на Московско-Казанской железной дороге (Базарная, Земетчино, Инза, Кустаревка, Октябрьск, Сасово, Свеженькая), причем был выбран упрощенный вариант с внешней лестницей к баку. Впрочем, деревянный шатер выполнен со значительным отступлением от проекта; окна расположены не в верхней (как делалось на Московско-Казанской железной дороге), а в средней по высоте его части. Кроме этого, окна шатра украшены своеобразной формы наличниками.
Основание этой водонапорной башни – железобетонное, оно выполнено по технологии подвижной опалубки. Шатер классический, из силикатного кирпича.
Спировский район Тверской области
Восьмигранная водонапорная башня с шатром из монолитного железобетона, горизонтальные полосы на гранях – следы от деревянной опалубки.
Фото: Евгений Круглов
Ссылки по теме: