Водонапорные башни

Кирпичная водонапорная башня в Киреевске

Водонапорная башня построена по проекту, получившему распространение исключительно на территории Тульской области. Существуют две вариации проекта: более нарядная – с декорированным пилястрами фасадом, ориентированными по спирали окнами основания, бетонными кронштейнами балконной плиты и окнами шатра, украшенными арками (Бородинский, Кимовск, Киреевск и Липки) и более скромная версия с рустованной кирпичной кладкой первого этажа, выстроенными в вертикальный ряд окнами основания и кирпичным карнизом, поддерживающим плоскую плиту балкона (Романцево).

Водонапорная башня города Пугачев (Саратовская область)

Водонапорная башня была построена в 1913 году и использовалась для водоснабжения города до 1985 года. В 1985 году был введен в эксплуатацию новый водозабор, при его строительстве было снесено старое водоподъемное здание.

Водонапорная башня города Пугачев (Саратовская область)

С 2001 года водонапорная башня является выявленным объектом культурного наследия. Башня приватизирована и доведена собственником до аварийного состояния. Антенны сотовой связи, размещенные на башне как минимум с 2010 года, по решению суда должны были быть демонтированы в начале 2023 года (но это не точно).

Старинная водонапорная башня в Пугачеве

Фото: Артем Мешавкин

Типовая водонапорная башня Рязанско-Уральской железной дороги. Движение по Ершово-Николаевской ветви было начато в августе 1896 года, с 1 января 1904 года станция Николаевск была переименована в Николаевск-Уральский, в 1918 году – переименована в Пугачевск.

Водонапорная башня станции Пугачевск

Нивелирная марка 1925 года на башне:

Марка точного нивелирования на водонапорной башне станции Пугачевск

Фото: Евгений Круглов

Пугачев, Саратовская область



Ссылки по теме:

Водонапорная башня станции Кинель

Эта водонапорная башня построена по проекту, получившему наибольшее распространение в 1960–1970 годах: керамический кирпич, мощное бетонное основание шатра, ряд длинных низких окон в его верхней части. Крыша отсутствует, верхние ряды кладки шатра повреждены, кое-где видна стальная проволока, армирующая кирпичную кладку. В основании башни четыре ряда вертикальных ряда окон; ряд, выходящий на железную дорогу, заложен кирпичом, в окнах боковых рядов сохранились остатки деревянных рам.

Водонапорная башня станции Кинель

Интересной особенностью данной башни является пристроенный по всей высоте основания тамбур, сложенный из вторично используемого красного кирпича со следами раствора и силикатного кирпича. Тамбур находится со стороны, противоположной железнодорожным путям, примыкая к одному из рядов оконных проемов башни; скорее всего, в тамбуре размещена лестница. Спереди тамбур имеет вертикальный ряд прямоугольных окон, находящихся на одном уровне с соответствующими окнами самой башни, причем верхнее окно тамбура обрывается на трети своей высоты, вровень с плоской крышей пристройки. В окнах частично сохранились деревянные рамы того же типа, что и в окнах основания башни; между первым и вторым окнами тамбура висит выгоревшее объявление о продаже здания.

Сызрань, водонапорная башня на улице Декабристов

Фото: Евгений Круглов

Самарская область

Самара, водонапорная башня на улице Аэропорт 2

Водонапорная башня в самарском микрорайоне Аэропорт 2 была построена раньше, чем окружающие ее дома. Несмотря на некоторую причудливость внешнего вида (основание из красного кирпича, шатер – из силикатного, основание заметно шире шатра, из-под шатра выступают положенные перпендикулярно друг другу стальные балки, служащие опорой шатра и бака), по всей видимости, башня была такой уже с момента постройки. Во всяком случае на спутниковом снимке 1966 года башни еще нет, а на снимке 1972 года башня стоит, и именно в этот интервал попадает выложенный на шатре 1967 год.

Водонапорная башня в Печинено

Водонапорная башня строившейся в конце тридцатых годов ХХ века железной дороги (подробнее – здесь). У башни достаточно низкое (относительно высоты шатра) кирпичное основание, прямоугольные дверные и оконные проемы, мощные бетонные кронштейны, поддерживающие основание деревянного шатра.

Водонапорная башня в Печинено

Обшитый деревом выступ, соответствующий переходу из основания башни в шатер, начинается не на уровне площадки, предназначенной для доступа к вентилям под баком (как это сделано в большинстве башен подобного типа), а намного ниже, почти над самым входом в башню.

Водонапорная башня в Печинено, вид изнутри

Фото: Евгений Круглов

Богатовский район Самарской области

Снесенная шуховская водонапорная башня Ярославского вагоноремонтного завода

Фото: Иван Смолин

На ЯВРЗ сохранились „экспонаты“, которые просто не поместились бы ни в каких музейных стенах. Водонапорная башня, сооруженная в 1929 году, по праву может считаться памятником не только местного, но и федерального значения. Это ажурное строение возведено по проекту знаменитого русского инженера и ученого В. Г. Шухова. Им построены телевизионная вышка на Шаболовке в Москве и около 500 башен по всей России. В Ярославле их было шесть, осталась одна эта. „Шуховская башня“ сыграла важную роль в инженерном обустройстве завода. С ее открытием здесь появилась система водоснабжения. До того приходилось качать воду из колодцев и из протекающей рядом речки Цветочки.

Дорога длиной 130 лет


Эта водонапорная башня была порезана на металл в 2004 году. По состоянию на август 2021 года на месте, где ранее стояла башня, сохранялась бетонная стенка вокруг ее фундамента, используемая в качестве ограждения площадки для сбора мусора.

Железобетонный фундамент снесенной шуховской водонапорной башни Ярославского вагоноремонтного завода

Водонапорная башня в поселке Смышляевка (Самарская область)

Фото: Евгений Круглов

Волжский район Самарской области

Сызрань, заброшенная водонапорная башня на улице Скворцова

Железобетонная башня с бетонным баком, бетонным шатром и бетонной крышей. Восьмигранное основание с крупными прямоугольными окнами в каждой грани, верхний ряд окон зарешечен.

Водонапорная башня станции Неприк

Типовая водонапорная башня станции IV класса Оренбургской (позднее – Самаро-Златоустовской, еще позже – Ташкетской) железной дороги.

Водонапорная башня станции Заливная

Водонапорная башня станции III класса Марычевка (современное название – Заливная) Ташкентской железной дороги построена по тому же проекту, что и башня станции Богатое, но с меньшим количеством кирпичного декора. Деревянный шатер наглухо обшит профлистом, окна кирпичного основания заложены кирпичом, цоколь из тесаного камня окрашен серой фасадной краской.

Водонапорная башня станции Заливная

Водонапорная башня станции Богатое

Водонапорная башня Оренбургской железной дороги, предположительная дата постройки – последняя четверть XIX века. У башни каменный цоколь, кирпичное основание, бревенчатый шатер обшит железом уже после окончания постройки. Восемь граней, через одну декорированных неглубокими нишами с расположенными в них окнами, настоящими с западного и восточного фасадов башни и ложного – с южного фасада, со стороны, противоположной железной дороге.

Водонапорная башня станции Богатое

Старинная водонапорная башня станции Тейково

Водонапорная башня Северных железных дорог. Шесть граней. Деревянный шатер демонтирован, кирпичное основание перекрыто низкой скатной крышей.

Первоначально у башни был деревянный шатер, теперь он демонтирован (вместе с баком), над кирпичным основанием башни сооружена низкая шатровая крыша. Каменный цоколь, в нижней части кирпичного основания – два окна с лучковыми перемычками, оба заложены. Вход в башню – со стороны вокзала, вход в шатер – по внешней металлической лестнице (не сохранилась).

Водонапорная башня станции Грачевка

Самара, Мехзавод, перестроенная из водонапорной башни колокольня Казанского храма

Фото: Евгений Круглов

В 1938 году было начато строительство Механического завода Куйбышевского гидроузла, при заводе также строился рабочий поселок, для водоснабжения которого была возведена водонапорная башня.

Башня построена из керамического кирпича, мощные кирпичные кронштейны поддерживают бетонную площадку, являющуюся основанием шатра. По всей видимости шатер, как и балкон, служивший для перехода из основания башни в галерею вокруг бака, был деревянным.

В 1968 году, после ввода в эксплуатацию новой водонапорной башни, эту башню перестали использовать; в конце девяностых участок с башней был передан РПЦ для строительства храма. После проведенной экспертизы конструкций башню решили оставить, перестроив под колокольню: основание разделили на пять уровней, пробили в кирпичной кладке окна, облицевали мрамором первый этаж. Круглая бетонная плита, перекрывавшая основание башни, была замаскирована широким межэтажным карнизом, сверху надстроены еще два этажа: нижний – офисное помещение, верхний – собственно колокольня; еще выше – островерхая шатровая крыша. Из-за того, что окна в основании растесывались изнутри, а не были предусмотрены первоначальным проектом, их вертикальная соосность несколько нарушена.

После революции колокольни храмов периодически перестраивались в водонапорные башни, а вот колокольня, перестроенная из построенной в советское время водонапорной башни – случай уникальный.

Боровск, перестроенная из колокольни водонапорная башня Ярополец, колокольня Казанского храма Колокольня-водонапорная башня в Оболдино
Боровск Ярополец Оболдино

Неизвестно, как бы сложилась судьба второй водонапорной башни, если бы ее построили рядом с первой, а не с противоположной стороны отведенной под стадион «Салют» территории.

Самара, Мехзавод, кирпичная водонапорная башня

Фото: Евгений Круглов

На спутниковой фотографии 1966 года видны обе башни: старая – с шатром и новая, еще без шатра. Для новой башни был выбран проект, ранее применявшийся для возведения железобетонных водонапорных башен методом скользящей опалубки. По этому проекту были построены водонапорные башни в Рошале (вторая половина тридцатых годов) и Новомосковске, по несколько упрощенному варианту – послевоенные башни в Ленинграде и Волгограде, а также башни на два бака на предприятиях Челябинска и Барнаула. Кирпичных водонапорных башен известно только три: нарядная оштукатуренная башня в Перми, башня бывшего ГПЗ № 31 на Волжском шоссе и башня Мехзавода.

В настоящее время водонапорная башня используется исключительно для размещения антенн операторов сотовой связи. Частые окна в четырех нижних этажах основания пробиты после постройки башни, но еще до того момента, когда деревянные оконные рамы оказались окончательно вытеснены пластиковыми; нарушенная вертикальная соосность роднит эту башню с соседней колокольней православного храма.

Водонапорная башня Рошальского химического комбината Водонапорная башня на окраине Санкт-Петербурга (Ржевка) Водонапорная башня в Перми
Рошаль Санкт-Петербург Пермь


Ссылки по теме:

Водонапорная башня с иконки нашего сайта

Водонапорная башня в Нахабино

Водонапорная башня бесшатровая, для осмотра бака на его верхней поверхности предусмотрен ревизионный люк. Естественное освещение башни производится через окно над входной дверью, саму дверь и три маленьких окошка под баком.

Популярные метки

Башня Якоби Бетонный бак Вид сверху Водонапорная башня Рожновского Водонапорная башня изнутри Вокзал Волоколамский район Встроенная водонапорная башня Геодезический репер Депо Деревянный шатер Дмитровский район Документы Железная дорога Истринский район Каланча Калужская область Классификация Клепаный бак Красногорский район Ленинградская область Ленинский район Москва Московская железная дорога Московская область Наро–Фоминский район Настенный кран Объект культурного наследия Одинцовский район Октябрьская железная дорога Памятник архитектуры Плёночная фотография Подвижной состав железных дорог Подольский район Пушкинский район Рузский район Рязанская область Рязанско–Уральская железная дорога Самарская область Санкт–Петербург Снесенная водонапорная башня Солнечногорский район Тверская область Тверь Транссиб Тульская область Украденное фото Фабрика Шухов Ярославская область